На Новой сцене Большого театра в Москве 6 мая состоится 16-я церемония вручения престижных наград "Бенуа де ля данс" и гала-концерт лауреатов балетного приза 2008 года. На следующий день там же пройдет концерт лауреатов разных лет. О предстоящем знаменательном событии в мире балетного искусства РИА Новости рассказывает арт-директор приза "Бенуа де ла данс" Нина Кудрявцева-Лури.
- Что представляет собой "Бенуа де ла данс"? Какие традиции сохранились, а что за 16 лет существования премии изменилось?
- Международный балетный приз "Бенуа де ла данс" был создан в 1992 году Международной ассоциацией деятелей хореографии под председательством Юрия Николаевича Григоровича, который остался художественным руководителем этой программы до сих пор. Приз был задуман в некоторой степени как альтернатива молодежным конкурсам. Но все-таки это конкурс звезд. Организаторы ставили перед собой задачи показать все самое лучшее, произошедшее в балетном мире за минувший год, а также соединить между собой разные различные школы, разные театры - из этого иногда получаются интересные новые творческие союзы. Есть и благотворительная цель: часть средств от сборов идет в пользу ветеранов балета.
29 апреля 1992 года, в день рождения великого балетного реформатора Жана Жоржа Новера, были вручены самые первые призы. Список лауреатов тогда открыли немецкий хореограф Джон Ноймайер, русская балерина Надежда Грачева и два танцовщика - аргентинец Хулио Бокка и датчанин Александр Кельпин. Они первыми получили статуэтку, изображающую танцующую пару. Автором приза стал представитель семьи Бенуа - парижский скульптор Игорь Устинов.
Приз предусматривает три главных номинации: "Лучшая работа хореографа", "Лучшая танцовщица" и "Лучший танцовщик". В 2000 году была введена новая номинация "За служение искусству". Ежегодно собирается международное жюри, состоящие из самых авторитетных деятелей хореографии, которое и определяет имена тех, кто, по мнению каждого члена жюри, представил самое интересное в области хореографии.
В задачу организаторов входит сбор видеоматериалов работ, представленных на соискание премии, и их рассылка членам жюри, которые просматривают эти материалы и затем, собравшись вместе накануне вручения приза, называют имена лауреатов. Эта схема остается неименной. Но географические рамки жюри "Бенуа де ла данс" расширяются с каждым годом. Например, в этом году добавилась Япония, представителей которой в жюри не было, пока мы не отыскали Асами Маки - прекрасную танцовщицу, художественного руководителя балета и хореографа Нового национального театра Токио. Поэтому в 2008 году в программе участвуют несколько японских танцовщиков, один из которых будет представлять хореографию художественного руководителя Бирмингемского королевского балета Дэвида Бинтли.
- Юрий Григорович остается неизменным председателем жюри. Трудно ли формировать остальную «команду» тех, кто определяет лауреатов?
- Должна сказать, что собирать каждый год новое жюри - не очень легкая задача, потому что не так много людей определенного уровня находит возможность принять участие в дискуссии и вырваться на эти два-три дня в Москву. Год от года престиж приза растет, поэтому члены жюри чувствуют большую ответственность за свои номинации и не хотят опускать эту планку. В этом году в жюри вошли две звезды международного уровня - Хулио Бокка и Алессандра Ферри.
- Кто из хореографов в нынешнем году выдвинут на премию "Бенуа де ла данс"?
- В этом году это четыре хореографа: уже упомянутый Дэвид Бинтли, Жан-Кристоф Майо, Керк Питерсон и Ана Мария Штекельман. Интересно, что все четверо номинированы за полнометражные балеты, несмотря на бытующее мнение, что время таких балетов ушло. Причем три работы поставлены по произведениям высокой литературы: "Фауст", "Отелло" и "Сирано". Это еще раз доказывает, что балет "умеет" соединяться с литературой.
- А кого из танцовщиков предполагается представить к награде?
- Танцовщиков, как и балерин в этом году будет пятеро. Это Карлос Акоста, танцующий партию Спартака в хореографии Юрия Григоровича в Большом театре; звезда американского балета Марсело Гомес; лауреат Московского международного конкурса балета Денис Матвиенко; Юрий Смекалов из театра Эйфмана, танцующий роль Тригорина в "Чайке"; и Лукас Олив, представляющий Балет Аргентины.
Что касается балерин, то к награде представлены очень сильные исполнительницы: Элеонора Аббаньято из Парижской оперы, Тамара Рохо из Королевского балета Великобритании, прима-балерина Гамбургского балета Сильвия Аццони, звезда Американского театра балета Джилиан Мерфи и Сесилия Фигаредо из Балета Аргентины.
- В этом году в списке танцовщиц нет российских имен. Были ли предложения номинировать кого-либо из наших исполнительниц?
- Каждый член жюри предлагает свои кандидатуры. Ни в одной номинации наших танцовщиц не было, что, конечно, жаль.
- Каково, на Ваш взгляд, сегодняшнее состояние мирового балета?
- Превалирует техника. В свое время Галина Сергеевна Уланова мне сказала: "Утеряно чувство стиля". Когда утрачивается стиль, и когда все танцуется совершенно одинаково, скажу вам честно, это очень грустно. Но я думаю, что на нашем гала-концерте будут представлены абсолютно разные стили, потому что выступят лучшие представители разных школ самого высокого уровня.
- Можете ли Вы рассказать о программе гала-концертов 6 и 7 мая?
- В концерте лауреатов этого года 6 мая примут участие все номинанты, которых я назвала. Как всегда, это будет очень интересно. Например, в прошлом году на церемонию награждения приехала Катья Вюнше из Штутгартского балета. Она показала такую яркую и интересную работу, что в этом году мы пригласили ее участвовать во втором концерте 7 мая - на сей раз она будет танцевать дуэт.
Второй гала-концерт, в котором примут участие лауреаты "Бенуа де ла данс" разных лет, также обещает быть очень интересным. Например, Николай Цискаридзе и Светлана Лунькина впервые в Москве станцуют "Гибель розы" - знаменитый номер Ролана Пети. Надя Грачева тоже готовит сюрприз - она собирается выступить в современной хореографии соло. Галя Степаненко представит в па-де-де из "Корсара" нового партнера - Павла Дмитриченко, а Люсия ля Карра вместе с Сирилем Пьером станцуют последний дуэт из "Дамы с камелиями" Ноймайера. Марсело Гомес и Джули Кент исполнят адажио из "Отелло". В первом гала-концерте их мы тоже увидим - они станцуют дуэт "C. to C." ("Close to Chuck" или "Рядом с Чаком") очень интересного финского хореографа Йормы Эло.
Кроме того, 7 мая мы увидим танго в исполнении Сесилии Фигаредо и Джонатана Люхана в постановке Аны Марии Штекельман, а Денис Матвиенко и Джули Кент станцуют па-де-де.
Номинация премии "За служение искусству" посвящена Морису Бежару. В его память будут исполнен номер "Арепо" (это обратное прочтение слова "опера"), который станцует Алессио Карбоне, солист Парижской оперы.
- А чем стал "Бенуа де ла данс" для Вас?
- Это, можно сказать, мой второй ребенок. 16 лет назад нам с Региной Никифоровой было поручено придумать концепцию этой балетной премии, которая потом стала частью нашей жизни - и ее и моей.
Можно сказать, что надежды, которые мы связывали с "Бенуа", более чем оправдались. Когда все только начиналось, мы не могли себе представить, что фестиваль вырастет в такое огромное событие, и что лучшие танцовщики, получившие приз, будут упоминать его в своих биографиях. А ведь лауреаты "Бенуа де ла данс" - это звезды Большого театра, Парижской оперы, Американского театра балета; это такие выдающиеся хореографы как Ноймайер, Форсайт, Матс Эк; это артисты, имеющие высшие награды своих стран и международные призы. Поэтому мы горды, что наш ребенок оказался таким прилежным и талантливым.