Рейтинг@Mail.ru
Государство поможет коммерческим банкам избежать кризиса ликвидности - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Государство поможет коммерческим банкам избежать кризиса ликвидности

Читать ria.ru в
На днях Минфин провел первый аукцион по размещению федеральных бюджетных средств на банковских депозитах. Говорят, что приняли в нем участие всего 5-10 банков, что сразу поставило под сомнение заявления о «кризисе ликвидности» в российской банковской системе.

На днях Минфин провел первый аукцион по размещению федеральных бюджетных средств на банковских депозитах. Говорят, что приняли в нем участие всего 5-10 банков, что сразу поставило под сомнение заявления о «кризисе ликвидности» в российской банковской системе. Всего эти банки взяли в долг до 14 мая 23,6 миллиарда рублей временно свободных бюджетных средств, в среднем под 7,31% годовых.  Если учесть, что Минфин готов пустить на такие займы до 300 миллиардов рублей, то первый транш не кажется особенно большим.

Комментируя итоги аукциона, заместитель директора департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Петр Казакевич заметил, что «этот инструмент в настоящее время не востребован банками». Вместе с тем государство остается открытым для предложений: следующий аукцион пройдет уже на этой неделе - 24 апреля, затем какое-то время подобные аукционы будет еженедельным, а дальше - как сложится. Вот тогда и можно будет говорить, прижился или не прижился такой способ «подкормки» коммерческих банков за счет государственных средств.

Конечно, можно спросить, зачем вообще нужно было это делать, ведь банковская система России была и остается одним из наиболее прибыльных секторов экономики. Постоянные разговоры банкиров о нехватке средств, о необходимости предоставить им возможность пользоваться бюджетными деньгами некоторых даже раздражают. Однако правительство и Минфин пошли навстречу банкирам. Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, долгое время возглавлявшая государственное казначейство, лучше других помнит, как «прокручивались» бюджетные деньги в банках. И на вопрос, стали ли банки более прозрачными, отвечает:

- То, что было раньше и что рассматривается в настоящее время, имеет принципиальные различия. До перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета счета самих участников бюджетного процесса были открыты в коммерческих банках, налогоплательщики перечисляли на них суммы, и считалось, что они выполнили свои обязательства перед бюджетами, а в отчетности было показано - деньги в бюджет поступили. Однако использовать их было нельзя, так как они не сразу перечислялись на счет федерального бюджета, а продолжали находиться в коммерческом банке. После перехода на казначейскую систему такой механизм стал невозможен, поскольку создан единый казначейский счет (ЕКС) в Центральном банке, а все участники бюджетного процесса открыли свои номинальные или лицевые счета в органах федерального казначейства. Таким образом, все доходы сразу поступают на ЕКС, а расходы осуществляются со счета казначейства. Вполне очевидно, что при такой консолидации ресурсов, в определенный период времени может складываться временной излишек денежных средств.

По словам замминистра, Федеральное казначейство в состоянии учесть когда, в каком объеме и на какое время на ЕКС есть излишняя ликвидность, которую можно было бы разместить на рынке. Помимо этого, действия Минфина в рамках управления ликвидностью ЕКС должны быть точно синхронизированы с действиями Центрального банка по поддержанию оптимальной ликвидности банковского сектора. Поэтому и определение суммы, которую Минфин смог направить на аукционы, и процентная ставка были определены достаточно точно, чтобы обеспечить потребности банковской системы и не «переполнить» рынок  лишними деньгами. Это особенно важно, потому что предусмотрен и  следующий этап «подкормки» - размещение на банковских счетах (уже не на 28 дней, а на более длительные сроки) средств госкорпораций.

По мнению директора департамента финансовой политики Минфина  Алексея Саватюгина, появление временно свободных средств Роснанотеха (130 млрд. руб.) и Фонда реформирования ЖКХ (210 млрд.) может увеличить инфляцию на 0,5%. А ведь есть еще и деньги Банка развития, Олимпстроя.

Если же говорить только об аукционах, то они должны помочь банкам пройти полосу расплат, приходящуюся на апрель, в частности, выплату налогов, прежде всего НДС, измеряемого не одной сотней миллиардов рублей. Своих средств банкам, что бы ни говорили, все же не хватает. Получить новые займы на Западе становится все более проблематично. Внешний долг страны в 2007 году составил 459,6 миллиарда долларов, причем львиная доля его приходится на частный сектор. При этом долг российских банков возрос до 96,9 миллиарда долларов. Только в текущем году им придется выплатить западным кредиторам около 40 миллиардов долларов, причем первый пик этих выплат приходится как раз на март - апрель. Рефинансировать этот долг на Западе теперь не так-то просто.

Внутренние резервы тоже ограничены. Чтобы получить деньги граждан, банки уже начали «процентную гонку», обещая 12 и более процентов годовых. Поэтому объявленная стартовая цена кредитов Минфина - 7,25% не должна была напугать заемщиков, хотя они и говорили о том, что ЦБ берет на процент меньше.

Взятые в долг 23,6 млрд. рублей, конечно, не решат всех проблем финансового сектора, но вполне могут обеспечить бесперебойный оборот средств в ближайшее время, окажутся таким антитромбным лекарством, расчищающим финансовые сосуды. Ведь самое страшное, что может случиться на нашем внутреннем рынке - это повторение ситуации 2004 года, когда практически на ровном месте возник «кризис недоверия» в банковской среде в результате неосторожных слов правительственного чиновника о существовании списка банков-потенциальных банкротов, что заставило банкиров прекратить взаимное кредитование, потому что  нельзя давать деньги потенциальному банкроту. Это довольно быстро приводит к тому, что у некоторых банков возникает дефицит ресурсов - не хватает денег для того, чтобы погашать текущие обязательства, возникает "кризис ликвидности". Аукционы Минфина, размещение бюджетных средств на рынке, перевод денег госкорпораций на банковские счета - реальная помощь банковской системе.

Но никто не собирается вечно подкармливать эту сферу, она  и сама вполне способна зарабатывать деньги, если не будет увлекаться выдачей кредитов кому попало, как это делали американские коллеги, и если обратит внимание на реальный сектор экономики, а не пустит деньги в биржевые операции и так далее. Точно так же никто не собирается вкладывать бюджетные деньги в первый попавшийся банк. По жестким правилам отбора пока набралось не более трех десятков надежных банков, допущенных к аукционам. Зато гарантирован возврат средств, некоторая прибыль, хотя и не превышающая инфляцию, а главное - деньги удержат на плаву экономику, не допустят распространения кризиса на другие ее секторы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала