Рейтинг@Mail.ru
Успех сопутствует Валерию Ускову со студенческой скамьи - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Успех сопутствует Валерию Ускову со студенческой скамьи

Читать ria.ru в
Дзен
22 апреля отмечает 75-летие кинорежисссер Валерий Иванович Усков, снявший в соавторстве со своим двоюродным братом Владимиром Краснопольским первые российские телесериалы.

22 апреля отмечает 75-летие кинорежисссер Валерий Иванович Усков, снявший в соавторстве со своим двоюродным братом первые российские телесериалы.

Детство Валерия Ускова прошло в Свердловске.

Там же сложился замечательный тандем российского кино Валерий Усков - Владимир Краснопольский. Усков и его двоюродный брат были практически неразлучны со дня своего рождения: вместе росли, ходили в один детский сад, 10 лет сидели за одной партой и мечтали о кинорежиссуре. Пути их впервые разошлись в университете: Валерий выбрал журфак, Владимир - историко-филологический факультет. Но через несколько лет, поступив во ВГИК, они снова оказались вместе. За годы работы в кино режиссеры в соавторстве поставили свыше 20 картин.

Они учились на факультете кинодокументалистики, в мастерской народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Ильи Петровича Копалина, одного из первых советских режиссеров - лауреатов "Оскара", получившего эту награду за фильм "Разгром немецких войск под Москвой".

Самой первой работой Ускова и Краснопольского стал мюзикл "На веселой волне" с участием артистов свердловских театров и эстрады, который они сделали после 1-го курса по образу и подобию "Карнавальной ночи". На 3-м курсе им предложили снять курсовую работу на Центральной студии документальных фильмов, что само по себе было честью для студентов-вгиковцев, которым обычно предоставляли учебную студию. Сценарий был о народных дружинниках и назывался "На страже порядка". Но студенты решили сделать фильм не о дружинниках, а о тех, с кем они борются. Так появились "Тени на тротуарах" (1960) - первый документальный фильм, который рассказывал о неприглядных сторонах советской действительности: ворах, жуликах, хулиганах, жестоких уличных драках. В фильме была и такая сцена, когда задержанного вора везут по Москве и камера показывает город его глазами - из-за решетки. Студенческая курсовая работа вышла на всесоюзный экран и имела большой зрительский успех.

Кадры из К/Ф "Тени изчезают в полдень"По окончании ВГИКа всем выпускникам выделяли некую сумму на дипломную короткометражку. Усков с Краснопольским объединили свои возможности и сделали полнометражный фильм "Самый медленный поезд" по сценарию Юрия Нагибина. Картина была посвящена Великой Отечественной войне, но не боям и сражениям, а жизни в тылу. На Всесоюзном кинофестивале картина была удостоена приза за многообещающий режиссерский дебют. Кроме того, она положила начало длительному сотрудничеству режиссеров с композитором Леонидом Афанасьевым, который стал автором музыки к их последующим работам. У Ускова и Краснопольского начинали также многие актеры: Петр Вельяминов, Владлен Бирюков, Вадим Спиридонов, Нина Русланова, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков.

После выхода картины тогдашний глава Союза кинематографистов Иван Пырьев пригласил Ускова и Краснопольского на киностудию "Мосфильм". Там они сняли фильм  "Таежный десант" (1966) - о комсомольцах, осваивавших просторы Сибири. Но телевизионный показ картины на такую, казалось бы, выигрышную тему был запрещен - при первом просмотре членам Политбюро не понравилась "неумытая, растрепанная молодежь".

В 1967 году Усков и Краснопольский начали работать для телевидения - на экраны вышел фильм "Стюардесса" по сценарию Юрия Нагибина и Беллы Ахмадулиной с Аллой Демидовой в главной роли. Картина получила приз за режиссуру на Международном фестивале телевизионных фильмов "Злата Прага".

Кадры из К/Ф "Тени изчезают в полдень"Усков и Краснопольский первыми стали снимать отечественные сериалы.

В 70-х годах Усков и Краснопольский обратились к прозе Анатолия Иванова и сняли 7-серийную картину "Тени исчезают в полдень" (1972). После показа фильма партийному руководству режиссерам пришлось вырезать оттуда несколько сцен арестов, допросов - в фильме затрагивалась тема тридцать седьмого года. Снятые копии Усков и Краснопольский сохранили на память. А в 2000 году вырезанные цензурой куски вошли в новую, 27-серийную версию картины.

Вторая крупномасштабная работа режиссеров для телевидения - 19-серийная эпопея "Вечный зов" (1976-1983) о династии братьев Савельевых. За нее Усков и Краснопольский получили Государственную премию СССР.

Картина "Тени исчезают в полдень", которая уже отметила 30-летие, и "Вечный зов", отпраздновавший 25-летний юбилей, и по сей день пользуются  неослабевающей любовью зрителей. Во время их первого показа улицы городов пустели. Зрители воспринимали героев фильмов как реально существующих людей и писали письма не Петру Вельяминову, а председателю колхоза Захару Большакову, не Вадиму Спиридонову, а Федьке Савельеву, не Аде Роговцевой, а Анне и т. д. Марьин утес над рекой Светлихой стал местом настоящего паломничества, вошел во все местные туристические маршруты.

"Многосерийный фильм, - писал Валерий Усков в одной из статей, - позволяет с героями прожить долгую жизнь и накопить в деталях, поступках, порой кажущихся незаметными и незначительными, закономерность будущих действий и поступков, т. е. проследить процесс формирования личности во всех измерениях. Многосерийный фильм дает возможность увидеть, как писал Твардовский, "даль в человеке". А это захватывающая возможность для кинорежиссера".

Снятый режиссерами в 1980 году по одноименному роману Георгия Маркова фильм "Отец и сын" был удостоен премии Ленинского комсомола. А спустя несколько лет Усков и Краснопольский попробовали себя в жанре детектива, поставив по роману Джуда Уотена фильм "Соучастие в убийстве" (1987), в котором работали с немецкими и румынскими актерами.

10 лет жизни посвятили режиссеры созданию киноэпопеи "Ермак" (1996). Сначала картина задумывалась как совместный российско-американский проект. Было обязательное условие: Ермака должен играть американец. "Мы представили крупным планом его глаза - глаза Ермака, - вспоминает Валерий Усков, - и отказались от этой идеи раз и навсегда. Ермак-американец - это невозможно в принципе".

В последние годы Краснопольский и Усков создали ряд мелодрам для киноэкрана: "Ночные забавы", "Воровка", - а также популярные телесериалы "Сыщики-1" (2001), "Нина" (2001), "Две судьбы" (2002), "Провинциалы", "Сыщик без лицензии", "Подари мне жизнь" (все - 2003 г.).

Телесериал "Две судьбы" имел самый высокий телевизионный рейтинг. Зрители после просмотра буквально завалили режиссеров письмами с требованием рассказать, как сложились судьбы героев дальше. На экраны вышел фильм "Две судьбы-2" - продолжение "Двух судеб", а также новая работа режиссеров - российско-израильская картина "Под небом Вероны".

Сейчас Валерий Усков совместно с Владимиром Краснопольским заканчивает работу над новым 32-серийным фильмом "Ермоловы".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала