Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот», отказавшаяся в прошлом году от покупки убыточного итальянского национального авиаперевозчика Alitalia, возобновит с ним переговоры. Такое обещание дал 18 апреля президент России Владимир Путин ставшему в очередной раз премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. В «Аэрофлоте» второй шанс создать альянс с Alitalia пока не комментируют.
Реанимировать Alitalia пытаются с начала нового века. Напомним, что из-за терактов 11 сентября в США практически весь мировой сектор авиаперевозок оказался в глубоком кризисе. С тех пор - благодаря реструктуризациям и слияниям - многие авиакомпании, во всяком случае, в Европе, вновь встали на ноги.
Но Alitalia, на 49,9% принадлежащей итальянскому государству, ничего не помогло: ни собственные планы реструктуризации, ни многомиллионные финансовые вливания из казны. В прошлом году национальный итальянский авиаперевозчик вновь получил убыток в несколько сотен миллионов евро, а его совокупные долги достигли 1,37 млрд евро ($2,2 млрд).
Последние пару лет отчаявшиеся итальянские власти пытались продать Alitalia крупной иностранной авиакомпании, и еще год назад российский «Аэрофлот» выступал в качестве основного претендента на роль спасителя терпящего бедствие итальянского авиаперевозчика. Правда, экономическая целесообразность этой сделки для крупнейшей российской авиакомпании, контрольный пакет которой (51,2% акций) находится у российского правительства, с самого начала подвергалась сомнению. В итоге прошлым летом «Аэрофлот» прекратил переговоры о покупке Alitalia. После этого главным претендентом на итальянскую компанию оставалась франко-голландская Air France-KLM. Но и она в марте этого года отказалась спасать Alitalia.
Вновь пришедший к руководству итальянским правительством - в результате досрочных парламентских выборов - Сильвио Берлускони с самого начала был противником продажи Alitalia иностранцам. Он выдвинул идею создания некого международного авиационного консорциума, в который Alitalia вошла бы на правах равного партнера, а другими его участниками могли бы стать все те же - «Аэрофлот» и Air France-KLM.
Буквально накануне визита президента России Владимира Путина к нему в гости - на остров Сардинию - Берлускони не исключил возможности возобновления переговоров Alitalia с «Аэрофлотом». Мгновенная реакция руководства «Аэрофлота» на это предположение была негативной. Как заявил гендиректор российской авиакомпании Валерий Окулов телеканалу Russia Today, «Аэрофлот» уже пробовал купить Alitalia, «но та информация, которой мы располагаем, не вселяет оптимизма для участия в этом проекте во второй раз».
Однако во время встречи на Сардинии 18 апреля Берлускони удалось уговорить Путина вновь усадить руководство «Аэрофлота» за стол переговоров с Alitalia. Как заявил российский президент, «Аэрофлот» готов возобновить контакты с итальянским партнером. При этом Путин понимает, в каком плачевном состоянии находится Alitalia. Он подчеркнул, что надо погасить ее долги, сделать компанию прибыльной и постарался ничего не обещать: «Какой будет результат, мы, конечно, не знаем. Это будут коммерческие переговоры».
Надо иметь в виду, что эта встреча Путина с Берлускони была встречей давних друзей. Их теплые взаимоотношения установились еще в 2001-2006 годах в период предыдущего премьерства Берлускони. Сейчас он вновь пришел к руководству итальянским правительством, а Путин, как ожидается, в мае станет российским премьер-министром. Поэтому старые знакомые пытались заручиться друг у друга нужными обещаниями.
Так, президент Путин напомнил Берлускони, что в прошлом году итальянский энергетический концерн Eni приобрел активы в России, поэтому «Газпром» рассчитывает получить адекватные активы от Eni в третьих странах, например, в Ливии. Берлускони же пообещал Путину, что Италия выступит за отмену визового режима между Евросоюзом и Россией.
Что же касается перспектив предполагаемых переговоров между «Аэрофлотом» и Alitalia, то они вряд ли смогут договориться между собой о чем-то новом. Однако нельзя исключать, что решение проблем Alitalia может быть найдено на уровне правительств Италии и России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции