«Женатый на актрисе во время бенефиса жены сидел в ложе сияющий, вставал и кланялся». Разве не прелесть? Конечно, писатель и доктор Чехов, далеко не всегда был так весел, поскольку имел дело не только с театром. Но и с болезнями, как самого пациента, так и мира, в котором чеховский человек существовал. Отсюда в его записных книжках и другая сентенция «Говорят: в конце концов, правда восторжествует, но это неправда». Интересно, насколько новая Россия отличается от того мира, что доктор наблюдал через свое пенсне? Чем вообще, наш современник отличается от чеховского человека. Или только мобильником? Отсюда и желание отправиться на прием к Антону Павловичу.
Впрочем, есть и дополнительные причины для этого. Во-первых, уже поднадоели сравнения с советскими временами, не пора ли вспомнить, какой была Россия на пути к капитализму. Мы, ведь, опять туда идем, если не ошибаюсь? Во-вторых, получил от читателя упрек: «Я тоже представляю себе пороки нашего общества. Но никто ничего мне не говорит о хорошем. Нас обрабатывают как детей». Вообще-то, доктор Чехов тоже мало, что написал веселого о той России. Ну, зуб кому-то дергают, ну фамилия «лошадиная». А так, ведь, все не очень весело, а местами и просто тоскливо. Перечитайте чеховский Сахалин, к примеру.
Подозреваю, что многих русских писателей и журналистов в ту пору можно было обвинить в обработке населения негативной информацией. Вот и у Чехова для читателя имелась довольно горькая микстура собственного изготовления. Помогли все эти обработки, на мой взгляд, мало, но попытка, убежден, была продиктована самыми лучшими побуждениями. Не выявив симптомов болезни и не поставив диагноз, пациента не вылечишь.
Чтобы вылечить, доктор вынужден иногда причинять и боль. Чехова, например, ничуть не умиляла приукрашенная и мифологизированная властью русская история: «Умный говорит: «это ложь, но так как народ жить без этой лжи не может, так как она исторически освящена, то искоренять сразу ее опасно; пусть она существует пока, лишь с некоторыми поправками». А гений: «это ложь, стало быть, это не должно существовать».
Отсюда и вопрос к читателю: вы с умными охранителями или с гениями вроде Чехова. Я с Чеховым, хотя бы уже потому, что мифологизированная русская история, нравится это кому-то или нет, но консервирует многие болезни нашего общества. А это опасно. Вам, мне, нашим детям и внукам. Так что по мне лучше горькая правда.
И еще, очень важное. Как писал Чехов: «Между «есть бог» и «нет бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из этих двух крайностей, середина же между ними ему не интересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало». Если опять во рту горько, то это снова к Чехову.
На сегодня направление движения маятника у нас вроде бы сменилось- при Чехове русская интеллигенция, да и не только она, стремительно пересекала «это огромное поле» (под ручку с Марксом и Энгельсом) в направлении от «есть бог» к «нет бога». В последние десятилетия многие рванули назад к Господу, но снова столь стремительно, что мудрость мы опять, запыхавшись, пробежали, даже не заметив ее, сидевшую в тенечке под рябиной с бутылкой колодезной воды.
То есть, церкви растут, а вот с верой и душой, все по-прежнему в целом неладно. Причем, полагаю, не столько оттого, что все еще мечемся между богом и атеизмом, сколько потому, что носимся, между этими полюсами по-прежнему, как угорелые. К тому же меняя направление движения раз по сто за день. То на рынок к мамоне, то в храм за покаянием, то снова в объятия мамоны, то опять к духовнику - покаяться. И снова с чувством облегчения в грязь. Иначе говоря, как не было, так и нет того серьезного умственного и душевного труда, которые и наделяют, как пишет Чехов, человека мудростью. Поэтому и не стали мы по большому счету, ни умнее, ни добрее, ни чище.
Теперь чуть подробнее о мамоне. Как я понимаю, при всей модернизации капитализма, появлении новых экономических идей, а также совсем непростого сожительства рынка с демократией и правами человека, основной инстинкт капитализма - стать богаче за счет ближнего - ничуть не изменился. Это касается, конечно, всего мира, но что нам Гекуба?
Да мамона - штука прилипчивая, как жвачка, на которую вы случайно подсели. Современная Россия побила рекорд по количеству миллиардеров. Порадовало бы это Антон Павловича? Не думаю. Вот если бы стало меньше бедных и больше совестливых, это другое дело. А так!
Снова записная книжка писателя: «Приобретайте друзей богатством неправедным. Так сказано, потому что вообще нет и не может быть богатства праведного».
Или: «Как у арестанта неловко спрашивать, за что он приговорен, так и у очень богатого человека неловко спрашивать, на что ему так много денег... И разговор об этом выходит обыкновенно стыдливый, неловкий, после которого наступает взаимное охлаждение».
Или это: «Богач, в большинстве нагл, самомнение у него громадное, но свое богатство носит, как порок».
Ох, как нелегко пришлось бы г-ну Чехову с такими мыслями в сегодняшнем мире. Впрочем, и в том мире ему было нелегко.
Если смотреть не на внешние признаки, а на суть, жизнь с чеховских времен изменилась не сильно. Смотрю, к примеру, на сегодняшних политиков, а вспоминаю диагноз все того же доктора Чехова. Сказано про кого-то из тогдашних вельмож: «Калигула посадил в сенате лошадь, так вот я происхожу от этой лошади».
Уж, извините, господа нынешние политики, но исторические слова: «Парламент - не место для дискуссий», - произнесли в нашей Думе уже после Чехова.
С инициативой вернуть России юлианский календарь выступил опять же не юморист Антоша Чехонте, а люди с очень серьезными лицами.
Под каким-то странным, «ползунковым» лозунгом: «Нам все сделает Европа, туда надо только попасть» уговаривала избирателей на выборах в последнюю Думу Демократическая партия г-на Богданова. Опять вспоминается Чехов: «Торжок. Заседание думы. О поднятии средств городских. Решение: пригласить папу римского перебраться в Торжок, избрать его резиденцией».
Есть идеи и верноподданнические. Например, объединить города Саратов и Энгельс в единое целое и назвать все это «город Путин» - идея, родившаяся, если не путает NEWS.RU, в головах «Патриотов России». И ведь, что интересно. Даже если страна эту бредовую идею на референдуме и поддержит, сам Владимир Владимирович совершенно точно - нет. Ну, почему, немалому числу наших граждан так хочется культа личности? Даже совладать с собой не могут. Рука так и тянется к козырьку.
Есть и просто феерические предложения. Депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Грачев предложил парламенту законопроект под названием: «О праве собственности и других вещных правах на окружающую среду». Депутат предлагал в одно мгновение и резко увеличить в стране ВВП. По его мнению, для этого требовалось лишь одно - национализировать окружающую среду. Видимо, вместе с комарами, жабами, гадюками и дождевыми червями. И вот тогда к 2020-му году... Даже дух захватывает!
Наконец, движение «Мы» решило выдвинуть на самый высокий пост в государстве собаку «Кони». Ну, это они, правда, в отличие от предыдущих господ, просто резвились, вспоминая все ту же лошадь Калигулы. Любопытно, кстати: и почему это лошадь Калигулы так запомнилась в России? Может и правда, оставила в нашей политической элите потомство?
Даже нынешний глянец в шоколаде Чехов сумел рассмотреть сквозь свое старомодное пенсне: «Женщина находится под обаянием не искусства, а шума, производимого состоящими при искусстве». Скажите, разве это не печальная история наших «светских львиц», что крутятся «при искусстве».
Ну, и т.д. Антон Павлович видел в России много болезней, от которых следует избавляться. Вот и я, уважаемый читатель, по мере сил пишу о том же. И продиктовано это вовсе не любовью к Западу, куда меня совсем не тянет.
Что помогает не впасть в уныние? Помимо всяческой дури и похабщины в России, как и во времена Чехова, есть много умных, порядочных, добрых, замечательных и скромных людей. Жаль, конечно, что они разрознены, но эти люди есть. И некоторых из них я знаю лично. И каждый день на своем месте они делают все, чтобы российский корабль оставался на плаву, а при счастливом стечении обстоятельств еще и доплыл до заветной, спокойной гавани.
Правда, совершенно не представляю, что при нашем-то беспокойном характере, мы будем делать в этом раю.
Чехов: «Зять (кладя в сторону газету): Скучно в нашем богоспасаемом городе».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции