Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Новая экспедиция к Северному полюсу, которую в пятницу 18 августа фактически благословила правительственная Морская коллегия, должна продолжить исследования, призванные обосновать притязания России на арктический шельф. Но и остальные претенденты на океанские территории, хранящие под своим дном до четверти оставшихся в мире энергоресурсов, не собираются сидеть сложа руки. Судя по всему, впереди нас ждёт очередной раунд ожесточённой борьбы за обладание поистине несметными сырьевыми богатствами.
Нынешняя экспедиция «Арктика-2008», как и предыдущие, пройдёт в рамках Международного полярного года, который на самом деле включает не один, а целых два годовых цикла наблюдений. На прошедшем недавно в Сыктывкаре четвёртом Северном социально-экологическом конгрессе Артур Чилингаров предложил продлить его на пять лет. Подоплёка инициативы ясна, да и сам главный российский полярник этого не скрывает: «Не секрет, что со стороны полярных стран предпринимаются попытки сделать арктический регион международным достоянием. Мы же должны чётко дать понять мировому сообществу, что не уступим свои интересы в Арктике».
Так что академические задачи экспедиции явно отходят на второй план. Конечно, все походы к полюсу преследуют и научные цели, однако они жёстко привязаны к совершенно конкретным экономическим интересам. У России остаётся не так уж много времени на то, чтобы доказать пока совсем не очевидный факт, что океанский хребет Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы. А это, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, позволяет нам претендовать на «треугольник», в основании которого лежит российская береговая линия от Кольского полуострова до оконечности Чукотки, а вершина приходится на Северный полюс.
В прошлом году аккурат на этой вершине Чилингаров воткнул российский флаг, заявив таким образом о претензиях России на огромную территорию в 1,2 млн квадратных километров. А через несколько месяцев установил титановый «триколор» под ней, в океанских глубинах. Правда, иностранных соперников не убедил. Как и наших учёных, которым в подарок доставил со дна пробы грунта. Вопреки оптимистичным заявлениям некоторых чиновников, их совершенно недостаточно для доказательства российского суверенитета над этой частью океана. Выступая на Морской коллегии, первый вице-премьер Сергей Иванов резко раскритиковал министерства и ведомства, которым было поручено это дело, заявив: «Налицо явная недооценка важности поставленной задачи и, как следствие, выбор неверных средств её достижения».
В 2001 году мы уже пытались решить эту задачку с лёту. Но экспертам Комиссии ООН по континентальному шельфу доводы, приведённые в российской заявке, показались неубедительными. Поэтому на сей раз надо собрать доказательную базу поосновательнее. Сейсмическим зондированием да съёмкой рельефа, чем занимались предыдущие экспедиции, здесь не обойтись. Нужны образцы океанского грунта, которые можно получить только с помощью бурения, однако таких буровых судов у нас нет. Так что над решением этой головоломки ещё предстоит поломать голову.
А тем временем активизируются и наши конкуренты. В докладе, который был представлен на состоявшемся в марте саммите Евросоюза, прямо говорится о том, что странам ЕС надо готовиться к конфликтам с Россией из-за энергоресурсов Арктики и выработать единую политику в этом вопросе. Та же тема затрагивается и в «новом манифесте» НАТО, обсуждавшемся недавно на встрече в верхах в Бухаресте. О ней шла речь и на Нордическом форуме по глобализации в шведском Риксгрансене, в котором участвовали премьер-министры скандинавских стран и Финляндии.
Ну а по ту сторону океана США форсируют процесс присоединения к конвенции по морскому праву, без чего не могут участвовать в «тендере» на арктические богатства. Ну, а пока суть да дело - наращивают силы: в экстренном порядке решено построить два новых тяжёлых ледокола, а в ближайшие месяцы в Барроу, самом северном городе Аляски, откроется база береговой охраны. Свой военный форпост в Арктике собирается построить и Канада, а помимо того ещё и порт, в который смогут заходить глубоководные суда. Как пообещал премьер-министр Стивен Харпер, уже в ближайшие годы северо-запад страны станут защищать шесть патрульных кораблей.
Парадоксально, но на шельф претендуют не только государства «арктического клуба». Нескрываемый интерес к нему проявляют Германия и Китай, которые в прошлом году организовали экспедиции в этот регион, и Южная Корея, и Франция, и Нидерланды... Всего свыше двух десятков стран.
Впервые свои права на арктический шельф заявили и британцы. Точнее - на Рокал, крохотную гранитную скалу в Северной Атлантике - всего-то 27 метров в диаметре. В 1955 году Великобритания аннексировала этот мини-остров, что стало последним территориальным приобретением империи. Но на него сейчас претендуют ещё и Дания, Ирландия, Исландия. Да и понятно почему: обладание Рокалом позволяет отодвинуть морскую границу на 150 миль, поближе к вожделенным арктическим кладовым. Заявка Лондона должна быть рассмотрена комиссией ООН до мая следующего года.
В общем, налицо явное весеннее обострение борьбы за океанский шельф, чего, собственно, и стоило ожидать в связи с приближением очередного арктического сезона. По мере того, как будут таять льды, на «северных фронтах» можно ожидать дальнейшего похолодания отношений. И очень даже вероятно, что в ответ на новый поход России другие претенденты двинут на Север свои экспедиционные армады.
В большой игре, в которой участвуют великие и не очень великие державы, все участники прекрасно осознают, что тот, кому достанется солидный кусок арктического пирога, сможет обеспечить себе безбедное будущее на десятилетия вперед. А как заметил недавно британский еженедельник Observer, «кто контролирует нефть и воду, тот контролирует и мир».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции