Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) предлагает ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности и пересмотреть порядок определения тарифов на услуги этих учетных институтов. О том, чем вызвана необходимость изменения тарифной политики регистраторов, и к каким последствиям это может привести РИА Новости рассказала председатель правления ОАО "Центральный Московский Депозитарий" (ЦМД) Наталия Агафонова.
- Наталия Викторовна, почему поднимается вопрос о новом порядке определения регистраторских тарифов?
- Ответ очень простой. Экономическая ситуация в стране и на фондовом рынке, в частности, за последние годы сильно изменилась, а подход к определению цены услуг регистраторов остается неизменным многие годы.
Сегодня отсутствие должного внимания к вопросам ценообразования в сфере услуг учетных институтов укрепляет среди инвесторов мнение, что на российском рынке ценных бумаг совершать операции дорого и долго. Если рассматривать ситуацию в нашем секторе в целом, я соглашусь с таким выводом. В деятельности большинства российских регистраторов до сих пор не получил распространения электронный документооборот. Поэтому для совершения операции в реестрах требуется несколько дней. Так называемая «дороговизна» операций в реестре является следствием практики тарифного регулирования, которая не менялась с 1998 года.
В то же время она порождает на рынке регистраторов-«дискаунтеров», которые вынуждают добросовестных регистраторов сокращать инвестиции в науко- и ресурсоемкие технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Поэтому назрела необходимость новой государственной ценовой политики в отношении регистраторов. Выработка, закрепление в нормативных документах и реализация на практике прогрессивной тарифной политики позволит в конечном итоге снизить затраты инвесторов на оплату услуг регистраторов, укрепить позиции отечественных регистраторов, готовых развивать свои технологии. Это приведет к усилению привлекательности российского фондового рынка для отечественных и зарубежных инвесторов и упрощению управления его регистраторским сегментом.
- А каков сегодня порядок ценообразования в отрасли?
- Основными источниками дохода регистратора по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг являются абонентская плата, услуги по исполнению операций в реестрах на основании распоряжений зарегистрированных лиц и доходы от оказания дополнительных услуг эмитентам и их акционерам.
Как известно, в соответствии с законом "О рынке ценных бумаг" держатель реестра имеет право взимать со сторон по сделке плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных бумаг, и одинаковую для всех юридических и физических лиц. При этом держатель реестра не вправе брать с участников сделки плату в виде процента от ее объема. Однако подавляющее большинство регистраторов нарушают эту норму, применяя прейскуранты, в которых стоимость услуг за исполнение распоряжения представляет собой завуалированный процент от объема сделки, поскольку это является их основным источником дохода.
Это порождает перечень проблем, непосредственно ухудшающих общую ситуацию на рынке ценных бумаг. В условиях действия тарифа по исполнению передаточных распоряжений, имеющего прямую зависимость от рыночной стоимости ценных бумаг, владельцы акций лишены возможности точно прогнозировать затраты на оплату услуг регистратора. Поэтому владельцы вынуждены планировать такие расходы в сумме, практически наверняка превышающей необходимый уровень. В результате на соответствующую сумму уменьшается объем инвестиций в сами ценные бумаги, что ведет к определенному ухудшению инвестиционного климата. С другой стороны, повышается риск инвесторов, который заключается в возможной недостаточности выделенных для оплаты услуг регистратора средств.
Мы не раз заявляли, и наше мнение разделяют крупные участники рынка, о том, что такой принцип формирования тарифа не соответствует стандартам развитых фондовых рынков. При развитой инфраструктуре стоимость услуг регистраторов по исполнению распоряжений зарегистрированных лиц относительно невелика и не зависит от рыночной стоимости бумаг, ведь себестоимость работ по проведению одной операции с оценкой в 10 рублей равна себестоимости операции, оцененной в 10 миллионов рублей. А главное, перекос ценообразования в сторону доходов, получаемых регистраторами от внесения в реестры записей по крупным сделкам, ведет к их незаинтересованности в снижении себестоимости таких услуг за счет автоматизации и, по сути, является одним из основных препятствий к внедрению электронного документооборота на фондовом рынке.
Технологическая база взаимодействия регистраторов с зарегистрированными лицами в целом по рынку оставляет желать лучшего. На финансировании развития регистраторов сказывается также неритмичность и непредсказуемость поступления дохода, основанного главным образом на исполнении разовых распоряжений по крупным сделкам, а не на обороте. Кроме того, стремление регистратора получить высокий доход от исполнения передаточного распоряжения по дорогостоящей сделке объективно способствует непреднамеренному смягчению им стандартов профессиональной деятельности применительно к такому распоряжению, что ведет к росту вероятности неправомерного исполнения операций в реестрах.
Можно добавить, что искусственное занижение регистраторами-«дискаунтерами» доходов, получаемых от эмитентов по договорам на ведение реестра, лишает эмитентов экономического рычага воздействия на регистраторов в целях страхования ими своей профессиональной ответственности в должном объеме, при том что эмитент несет солидарную с регистратором ответственность за ведение и хранение реестра.
- Что можно сделать для изменения ситуации, когда многие регистраторы обходят запрет взимать плату в зависимости от объема операций?
- Мы считаем, что оптимальный способ - установить один максимальный тариф на все операции в реестре или несколько по отдельным видам операций. Необходимо отменить действующие тарифные ограничения, установленные постановлением ФКЦБ РФ №24 от 19 июня1998 года с одновременным введением верхней границы стоимости операций по переходу прав собственности, по которой сейчас ограничений нет.
Посмотрите, зависимость себестоимости записи, вносимой в реестр по распоряжению зарегистрированного лица, практически не зависит от вида записи и формы ее выдачи. То есть стоимость изготовления и выдачи выписки, уведомления об операции, справки о наличии на лицевом счете указанного количества ценных бумаг, по моему мнению, может быть одинаковой для каждого из этих документов. Существующие сегодня законодательные ограничения по стоимости этих услуг не соответствуют экономическим реалиям. Стоимость справки об операциях определяется из расчета максимум 10 рублей за одну указанную в ней операцию. Смешно, но чтобы получить с клиента 10 рублей, приходится тратить кучу бумаги, себестоимость которой превышает эту сумму.
Ликвидация таких ограничений позволит регистраторам, которые до сих пор не отказались от взимания платы за перерегистрацию в зависимости от суммы сделки, отчасти компенсировать возможные потери (по нашей оценке на 70%) за счет повышения доходности услуг по выдаче информации зарегистрированным лицам. Кроме того, это создаст мощный рычаг повышения доходов регистраторов за счет оплаты услуг эмитентов, что обеспечит финансовую устойчивость регистраторов.
- Не приведет ли такое изменение в тарифной политике к удорожанию услуг для эмитентов и акционеров? Не придется ли участникам рынка платить максимальную ставку по всем операциям?
- Пересмотр регулирования тарифов путем установления максимальной стоимости операций в реестре оставляет регистратору необходимую свободу в вопросах ценообразования. Он самостоятельно сможет решать, какая доля расходов по операциям в реестре будет ложиться на акционера, а какая возмещаться эмитентом.
Эмитент же при заключении договора с регистратором сможет самостоятельно устанавливать правила игры на рынке своих акций. Фактически эмитент будет определять стоимость операций в реестре для своих акционеров, участвуя таким образом в формировании тарифной политики и, например, в вопросах страхования профессиональной деятельности.
Если говорить о том, какие положительные тренды даст российскому фондовому рынку реализация предлагаемой тарифной политики в целом, то можно отметить следующие моменты: зарегистрированные лица смогут планировать свои расходы на услуги регистраторов независимо от колебаний рыночной стоимости ценных бумаг, вследствие достижения прозрачности и простоты в ценообразовании снизятся риски для многих участников рынка. Ну и, конечно, инфраструктура фондового рынка получит новый импульс к достижению высокой технологичности процессов, а это прямой путь к повышению конкурентоспособности отечественного регистраторского бизнеса по качеству услуг.