Рейтинг@Mail.ru
Бартошевич: "Золотая маска" - это диагноз происходящего в театре - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Бартошевич: "Золотая маска" - это диагноз происходящего в театре

Читать ria.ru в
Дзен
Спектакли - номинанты на главную национальную театральную премию "Золотая Маска" и ее лауреаты, которым вчера вручили эту замечательную награду, являют собой диагноз того, что происходит сегодня в отечественном театре, сказал в интервью РИА Новости известный российский театровед, профессор, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, который в этом году возглавлял жюри, оценивающее спектакли драматического и кукольного театров.

МОСКВА,16 апр - РИА Новости. Спектакли - номинанты на главную национальную театральную премию "Золотая Маска" и ее лауреаты, которым вчера вручили эту замечательную награду, являют собой диагноз того, что происходит сегодня в отечественном театре, сказал в интервью РИА Новости известный российский театровед, профессор, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, который в этом году возглавлял жюри, оценивающее спектакли драматического и кукольного театров.

"Нынешняя "Золотая Маска" отчетливо выявила несколько тенденций,- сказал Бартошевич. - Достаточно посмотреть на ее программу, как сразу обращаешь внимание на разрыв в спектаклях большой и малой форм. Экспертам с трудом удалось найти работы, предназначенные для большой сцены и рассчитанные на тысячу и более зрителей. Выбор был невелик - всего пять спектаклей. "Золотую Маску" мы вручили грандиозной работе - сценической версия романа Гроссмана "Жизнь и судьба", поставленной Львом Додиным в Малом драматическом театре. Снижение количества и качества спектаклей большой формы говорит о серьезных проблемах русского репертуарного театра - держателя главной национальной традиции русского сценического искусства. Это вызывает тревогу, тем более, что с каждым годом ситуация усугубляется и угрожает сохранению нашего национального достояния - русского репертуарного театра".

По словам Бартошевича, совершенно очевиден и другой процесс, который продемонстрировала "Золотая Маска", и который не может не радовать. Он касается расцвета спектаклей малой формы, играемых на камерных сценах для небольшого количества зрителей. "В этом нет ничего дурного, и это отвечает нынешней дифференциации публики, расслоению общества,- сказал Бартошевич. - Это естественно и происходит во всем мире. Здесь перед нами стояла серьезная проблема - мы должны были выбрать из десяти спектаклей малой формы, каждый из которых был по своему хорош и заслуживал высшей награды. Среди этих постановок спектакли: "Иван" Александринского театра, "Игроки" театра "Около дома Станиславского", "Рассказ о счастливой Москве" Театра под руководством Табакова, "Сиротливый Запад" театра из Перми. А "Золотую Маску" мы вручили Магнитогорскому драматическому театру имени Пушкина за спектакль "Гроза".

По мнению Бартошевича, эти спектакли продемонстрировали еще одну очень приятную тенденцию - появление изумительного нового актерского поколения. Причем, как отметил собеседник агентства, здесь пальму первенства держат женщины. "Все претендентки на премию были так хороши, что мы решили даже учредить специальный приз жюри и наградить "Золотой Маской" сразу четырех актрис, воспитанниц замечательного мастера Петра Фоменко: Полину и Ксению Кутеповых, Мадлен Джабраилову и Полину Агурееву. Кстати, и Ирина Пегова, которая получила "Золотую Маску" за исполнение лучшей женской роли, также является воспитанницей замечательного мастера Петра Фоменко.

Бартошевич отметил, что в актерском братстве отстают мужчины, и мало кого из артистов, предложенных экспертами на премию "Золотая Маска", можно было сравнить с Константином Райкиным, который заслуженно получил "Золотую Маску" за исполнение главной роли в спектакле "Король Лир", поставленном в театре "Сатирикон". "Райкин, конечно, был на голову выше всех других кандидатов",- считает Бартошевич.

Еще одну болевую точку явно обозначила нынешняя "Золотая Маска". Это - острейшая проблема, связанная с новым поколением режиссеров. По мнению Бартошевича, появляются интересные режиссеры: Андрей Могучий, Константин Богомолов, Сергей Федотов. Но их мало. "Мы очень хотели назвать новое режиссерское имя, поддержать новичка, но, к сожалению, не смогли этого сделать за неимением оного",- сказал Бартошевич.

Но оперная режиссура, по мнению Бартошевича, сегодня переживает замечательные времена, настоящий расцвет. Это происходит не только в России, но и во всем мире. В оперу приходят крупные драматические режиссеры. Всем известно, что прекрасные оперные постановки и в России, и за рубежом осуществляли и осуществляют Юрий Любимов, Лев Додин, Валерий Фокин, Андрей Кончаловский. Происходит и еще одно очень показательное явление - крупные певцы легко идут сегодня на режиссерские предложения, и они уже не стоят по стойке смирно перед дирижером на сцене и не держатся за диафрагму, а выполняют порой сложнейшие актерские задачи, предложенные режиссером. Это подтверждают и нынешние лауреаты "Золотой Маски": солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская, которая исполнила главные партии и главные роли в опере "Енуфа и Электра" и режиссер Дмитрй Черняков, который начинал свою карьеру именно как драматический режиссер.

"На "Золотой Маске" произошло ключевое событие для отечественного театра,- сказал Бартошевич. - Это - то, что продемонстрировал нынешний Александринский театр. Валерий Фокин за несколько лет его художественного руководства совершил настоящее чудо. Он превратил мертвый театр в живой современный организм. Причем, Фокин ставит на сцене этого академического театра только спектакль большой формы и только классику. Это и показал репертуар, который Александринка представила в рамках фестиваля "Золотой Маски": гоголевская "Женитьба", чеховская "Чайка", "Двойник" по Достоевскому, "Живой труп" Толстого. Причем, надо отметить, что Валерий Фокин приглашает для постановки в Александринку и крупных мировых режиссеров, и молодых экспериментаторов. "У нас на глазах происходит возрождение одного из величайших русских академических театров и это дает надежду на то, что у русского репертуарного театра есть будущее".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала