С приходом весны большинство людей совершают походы по магазинам с целью обновить свой гардероб. Среди толп покупателей есть и те, для кого покупки в огромных количествах - это навязчивая идея. Точнее сказать, эти люди страдают шопоголизмом, болезнью 21 века, которая распространяется стремительными темпами. Только в США от шопоголизма страдает около 60 миллионов человек, а в Европе - 27 миллионов. В России этой болезни подвержены около 3% населения.
Шопоголизм часто называют обыкновенной страстью к покупкам, однако, в действительности, это настоящее заболевание сопоставимое с алкоголизмом и лудоманией (страсть к игре). Его последствия со временем могут сказаться на психическом здоровье человека.
Портрет типичного шопоголика
Психологи, изучив проблему шопоголизма, смогли составить психологический портрет больного. В 90% случаев шопоголик - это женщина 20-30 лет. Велика вероятность, что шопоголик не востребован в профессии и переживает неудачи в личной жизни. Среди больных часто встречаются люди, занимающие "нервные" должности. Причем, чтобы быть шопоголиком, необязательно быть богатым: огромные суммы на ненужные покупки умудряются оставлять в магазинах и люди среднего достатка.
Как говорят психологи, причины шопоголизма необходимо искать в детстве. Зачастую подвержены болезни люди, которым в детстве не хватало ласки и нежности. Восполнить недостаток не может ни хорошее образование, ни денежный достаток. Вот почему, вырастая, ребенок идет за вниманием в магазин.
Риск стать шопоголиком угрожает людям с заниженной самооценкой. Вот почему в их пакетах чаще всего можно обнаружить вещи, которые, по их мнению, должны помочь им выглядеть лучше - одежда, обувь, косметика, ювелирные украшения и т.д.
Как не потерять голову от покупок?
Иногда, чтобы справиться с пагубной страстью к покупкам, людям приходится обращаться к специалистам. В некоторых случаях только дипломированные психологи могут решить проблему шопоголика. Однако для большинства людей отличной профилактикой шопоголизма может стать ряд советов, как научиться контролировать свои расходы.
- Планируйте и исследуйте рынок. Строгий расчет не отвечает самой главной идее шопинга - ходить по магазинами в поисках спонтанной покупки. Специалисты же советуют анализировать заранее, еще до похода в магазин - какую вещь необходимо купить. В магазине не стоит бросаться на первую попавшуюся вещь, а лучше сначала сравнить дизайн, цвета и цены. При этом не стоит даже думать о том, чтобы в нагрузку к новой вещи купить еще что-нибудь - сумочку, пояс, туфли и т.д.
- Не стоит покупать вещь только потому, что во время распродажи она стала стоить в несколько раз меньше. Велика вероятность, что такая деталь гардероба так и останется висеть в шкафу весь сезон.
- Избегайте новых коллекции. Никогда не стоит покупать что-нибудь в первый же день появления на прилавках новой коллекции. Со временем продавцы уменьшат цены, к тому же всегда можно дождаться сезона распродаж.
- Избавьтесь от кредиток. Привычка расплачиваться пластиковыми картами ничего не оставляет шопоголикам кроме как кучи долгов. Используя наличные, человек лучше ощущает связь между тратой денег и собственно покупкой разных вещей.
- Список трат. Сохраняя чеки и записывая все, что куплено, человек может легче оценить реальную картину своих трат и понять, какие меры предпринимать.
- Избегайте магазинов хотя бы некоторое время, если чувствуете, что не можете контролировать свои расходы. Иногда следует дать себе немного времени, чтобы подумать - действительно ли покупка так важна.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников