Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Похоже, что неутомимый Сильвио Берлускони, "синьор соблазнитель", "великий коммуникатор", Il Cavaliere, гораздо лучше социологов и политологов понимает "свою Италию". Саму его победу на выборах 13-14 апреля предсказать было не так и сложно. Но неожиданной оказались ее масштабы. «Я, - провозгласил он еще накануне всеобщих выборов, - незаменим! Итальянцы изберут только меня. Единственное, что я прошу у них - дать мне большинство минимум в 20 мандатов в сенате». Итальянцы не то чтобы буквально вняли просьбе Берлускони, скорее им до смерти надоели левоцентристы, но они дали Сильвио преимущество, причем, не в 20, а в почти 40 голосов в верхней палате.
А в палате депутатов его правоцентристская коалиция обогнала главного конкурента, левоцентристский блок бывшего мэра Рима Вальтера Вельтрони на 101 место. А ведь победу Берлускони прочили лишь с минимальным преимуществом.
Кстати сказать, российский президент Владимир Путин будет первым лидером, который намерен поздравить Берлускони с победой лично. С итальянским премьером его связывают давние дружеские отношения. Они вместе открывали (выводили на полную мощность) в 2005-м году газопровод «Голубой поток». Путин, как объявил 15 апреля Кремль, «заглянет» на Сардинию к Берлускони 17-18 апреля, возвращаясь после визита в Ливию. Они обсудят «российско-итальянское сотрудничество и перспективы его развития".
В международной области Берлускони всегда был и остается исключительно прагматиком-бизнесменом. И у нас с Италией очень далеко идущие планы. Уже в 2008 или 2009 году Газпром и итальянский энергетический гигант ENI намерены начать проект «Южный поток», который продолжит «Голубой поток» и свяжет Большую трубу с югом Италии, а оттуда может даже протянется в Израиль и Северную Африку. По трубе пойдет ежегодно до 30 млрд кубометров газа.
К 15-му апреля еще не были подсчитаны голоса итальянских избирателей за рубежом, но уже ясно, что они могут лишь добавить мандаты Берлускони, который в свой 71 год становится премьером уже в третий раз. С учетом его лет, того, что его предыдущий кабинет 2001-2006 года был единственным за послевоенную историю, который продержался у власти рекордные пять лет, с учетом перетяжек, трансплантаций волос и искусственной молодцеватости, Сильвио получил теперь и еще одно прозвище - Highlander , по одноименному фильму о бессмертных. Правда, при одной мысли о том, что Берлускони будет политически жить так же долго как все те же бессмертные, левоцентристскую оппозицию бросает в дрожь. «Кошмар, - как сказал один ее представитель, - теперь только начинается - впереди у нас пять лет Берлускони».
То, что у Сильвио теперь будет большинство в обеих палатах парламента, а число партий в нем сократилось, с учетом входящих в обе главные коалиции, до пяти (раньше их было далеко за 20-ть) - тоже невиданная вещь. Рановато говорить о том, что Италия сделала шаг в сторону двухпартийной системы. Однако в некотором роде итальянцы качнулись в нужном направлении. Но это уже не похоже на явно похмельные посткризисные шатанья, а больше напоминает желание избирателей избавиться от эндемически итальянского греха - перманентных правительственных кризисов: за последние 63 года новое правительство будет 62-м!
Берлускони обеспечено парламентское большинство, но как долго он будет жить в парламентском мире, в мире со своими союзниками по коалиции, сказать нельзя. Слишком уж трудные задачи достаются новому кабинету в экономической области. Да, Берлускони вернул себе Италию, но навряд ли ему удастся еще пять лет прожить с ней комфортно. Эксперты Италии, Евросоюза, МВФ в один голос говорят, что экономика, финансы, до предела зарегулированное законодательство Италии в области бизнеса и финансов, нуждаются в «большой стирке».
Италия сейчас скатилась до главного отстающего Европы. Экономический рост в стране на этот год прогнозируется МВФ в мизерные 0,3 процента при среднем показателе 15-ти стран еврозоны в 1,5 %. Для того, чтобы излечить Италию, Берлускони надо будет резко сокращать государственные расходы, ликвидировать крупнейшую в ЕС государственную задолженность, реформировать законодательство, делать «евроремонт» инфраструктуры, да к тому же чистить заваленный мусором Неаполь, спасать обанкротившегося национального перевозчика Alitalia .
На все это нужны деньги, и пока никто близко не может представить, как все это можно совместить с предвыборными обещаниями Сильвио: понизить налоги, сократить государственную задолженность и одновременно увеличить ассигнования малоимущим (втрое больше, чем обещал Вельтрони).
Злые языки поговаривают, что ничего этого Сильвио и не собирается делать. «Его последнее правительство 2001-2006 годов не выполнило ни одного экономического обещания. Хотя и тогда имело достаточно комфортное большинство,- говорит профессор экономики Туринского университета Энрико Рускони. - А в сенате он будет полностью зависеть от правой, популистской и крайне протекционистской «Лиги Севера», входящей в его коалицию и имеющей 25 мандатов. Один шаг Берлускони в сторону и он может проститься с сенатским большинством». Лига, кстати, уже однажды, в 1994-м году, проявляла строптивость, когда вышла из коалиции и свалила его же первое правительство.
Пока все с интересом ждут, с чего начнет новый брак с Италией Il Cavaliere. И не соблазнил ли он ее просто так. Сколько раз это уже бывало с республикой...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции