Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Министерству финансов поручено форсировать разработку антиинфляционной программы, над которой чиновники бьются уже полгода. На сей раз, в вялотекущий процесс работы над документом вмешался премьер-министр Виктор Зубков. Проанализировав мартовские показатели инфляции, глава правительства потребовал до конца апреля представить комплекс конкретных мер, которые позволят остановить рост цен. Добиться этого можно, но, как уверены экономисты, правительству придется признать ошибочность многих последних решений.
Это уже стало традицией: после очередного скачка цен у чиновников наступает обострение борьбы с инфляцией. Первый месяц весны оказался богат на неприятные сюрпризы: по итогам марта инфляция составила 5,3%. И локомотивом роста, как водится, остаются продовольственные товары - Росстат подсчитал, что минимальный набор продуктов с начала года подорожал на 10,6%. Начало апреля тоже не принесло ничего хорошего: за первую неделю месяца цены успели вырасти еще на 0,5%.
Разумеется, мартовский скачок цен не остался без внимания руководства страны. «Мир вступает в полосу высокой инфляции, это большая угроза, чем что-то другое», - посетовал избранный президент Дмитрий Медведев, и призвал правительство «просмотреть, какие инструменты использовать, чтобы инфляция в наименьшей степени затронула нашу экономику и сказалась на доходах граждан». Призыв был услышан главой правительства Виктором Зубковым, который, в свою очередь, потребовал от Минфина до конца апреля разработать «цельную, осознанную программу, предлагающую универсальные механизмы» борьбы с инфляцией. Интересно, что над этой программой правительственные чиновники бьются уже полгода, однако ничего эффективнее замораживания цен пока не придумали.
Независимые экономисты уверены, что нынешняя инфляция порождена ошибочными решениями правительства, принятыми в последние полгода, а также рядом диспропорций, существующих в нашей экономике уже много лет.
«Одна из фундаментальных проблем - в том, что все время отдавали предпочтение монетарным методам борьбы с инфляцией, - сказал РИА Новости директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Власти думали, что цены зависят от того, сколько денег в карманах у потребителей, забывая, что инфляция зависит не только от количества денег, но и от количества товаров».
Кстати, по мировым меркам, денег у нас в обороте не так уж и много. Например, в развитых странах объем денежной массы составляет порядка 60-70% от ВВП. В России этот показатель - около 20%.
Проблема в том, что и эти средства не обеспечены должным объемом товаров и услуг, производство которых затруднено отсутствием справедливой конкуренции на рынке и слабо развитой инфраструктурой. К слову, сейчас в первый год удовлетворяется лишь 10% заявок предприятий на подключение к электросетям, остальным приходится ждать (а значит и не начинать работу) по два, три и более лет. Многие эксперты уверены, что государству вполне под силу решить проблему инфраструктурных ограничений, в том числе и за счет госинвестиций в развитие автомобильных и железных дорог, газовых и электросетей. Тем более, что инфляционное давление от вложений в инфраструктуру минимально.
И уж прямая обязанность государства - следить за развитием справедливой конкуренции на рынке. Правда, в этом случае нашим чиновникам, по сути, придется бороться с самими собой, ведь как отмечает Игорь Николаев, до 60% антиконкурентных действий в последние годы приходится именно на органы власти. Чего стоит многоуровневая система перекупщиков на потребительском рынке: сейчас число компаний, занимающихся оптовой торговлей, в 2,5 раза превышает число розничных продавцов. А по признанию Владимира Путина, «крышеванием» перекупщиков занимаются именно госчиновники.
Впрочем, это вопросы, на решение которых уйдет не один год. А проблему роста цен надо решать здесь и сейчас. Для этого в запасе у правительства есть несколько оперативных мер, и это - отнюдь не очередная «заморозка».
Чтобы «притормозить» цены, возможно, придется признать ошибочность ряда собственных действий, в частности - пересмотреть положения трехлетнего бюджета. Речь прежде всего об ускоренной индексации тарифов естественных монополий, что, безусловно, способствовало росту инфляционных ожиданий в 2007-2008 годах. А также есть смысл подумать, стоит ли позволять размещать бюджетные средства и средства госкорпораций на банковских депозитах, увеличивая тем самым денежное предложение на внутреннем рынке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции