Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Еще в январе этого года первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов заявил, что наступивший год - «рубежный для перспектив развития космической деятельности». В свою очередь, прошедшее в Москве 11 апреля, то есть накануне Всемирного дня авиации и космонавтики, заседание Совета безопасности под председательством президента Владимира Путина определило, где именно проходит этот космический рубеж, отстаивать который теперь предстоит всеми средствами.
Иными словами, Совет определил, что ключевой программой отечественной космонавтики (во всяком случае, в плане наземной инфраструктуры) является создание на Дальнем Востоке космодрома, который обеспечит независимый для России выход в космос. Новый космопорт, получивший название «Восточный», возведут в Амурской области.
Кстати, от лица правительства этого региона строительство курирует бывший руководитель ракетной корпорации «Энергия» Николай Севастьянов, назначенный в январе 2008 г. на должность заместителя председателя правительства области.
Задача, прямо скажем, у Севастьянова нелегкая. Ведь современный космодром - это стартовые комплексы, предусматривающие возможность вывода на орбиту всей гаммы полезного груза - от небольших автоматических аппаратов до мощных пилотируемых космических кораблей. А это, в свою очередь, влечет за собой огромный объем наземно-подземных работ. Впрочем, сами стартовые комплексы - это, конечно, очень важно, но далеко не все. Предстоит построить современный город со всеми присущими ему службами. А это, помимо широчайшего фронта работ, - и колоссальные затраты.
Между тем сбои в финансировании и нарушения сроков ведения работ остаются главными проблемами любой крупной российской программы. Хотелось бы видеть проект «Восточный» в списках исключений. Но два взаимосвязанных обстоятельства заставляют призадуматься.
Еще в ноябре 2007 г., когда Владимир Путин подписал указ о создании на основе дезактивированного небольшого военного космодрома «Свободный» нового космодрома «Восточный», сообщалось, что на эту программу планируют выделить примерно $7,4 млрд. То есть в середине прошлого года российские планирующие организации именно так определили затраты на новый космодром.
Но, комментируя заседание уже упомянутого Совбеза, руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что полномасштабное строительство в Амурской области начнется только в июне 2011 г., через 4 года после проведения оценки этой программы.
В данной ситуации невозможно не вспомнить разработанную и, соответственно, оцененную в 2005 г. госпрограмму вооружений, рассчитанную с 2006 по 2015 год. А вот что говорил по этому поводу в начале февраля 2008 г., т.е. через два года после соответствующих расчетов и оценок, заместитель руководителя департамента оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики Валерий Воскобойников. «В силу повышения цен на конечную продукцию оборонно-промышленного комплекса стало невозможным выполнение заданий госпрограммы вооружений ни по номенклатуре, ни по количественным показателям». По его словам, на деле оказалось, что цены на боевую технику и вооружения оказались гораздо более высокими по сравнению с прогнозами-2005 из-за огромного роста стоимости материалов и комплектующих.
Где гарантии, что подобное не случится на Дальнем Востоке, тем более, что говорить о стабильности отечественного ценового рынка пока не приходится?
Но, допустим, финансирование «Восточного» пойдет нескончаемым потоком. Смогут ли строители в таком случае выдержать нешуточный темп работ?
Судите сами. Согласно информации главы Роскосмоса, первые старты с нового космодрома должны состояться уже в 2015 г. Получается, что на все про все отводится только три года. Срок очень жесткий, даже если учесть, что в 2015 году космопорт только начнет действовать.
Время покажет. Но в качестве страховки всегда остается легендарный Байконур, запуски с которого, в соответствие с межправительственным соглашением между Россией и Казахстаном, не прекратятся до 2050 г.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции