Владимир Новосадюк, руководитель представительства РИА Новости в Молдавии.
Подробнее о событиях в Молдовии - "Новости-Молдова">>
Понадобилось целых семь лет, чтобы президент Молдавии Владимир Воронин и лидер Приднестровья Игорь Смирнов смогли встретиться. Глядя на фотоснимки с этой встречи, сделанные в прошлую пятницу в здании городской администрации Бендер. Этот уютный молдавский городок, расположенный на правом берегу Днестра, находится под юрисдикцией Тирасполя.
За плечами протокольно улыбающихся в фотокамеры собеседников - немалый отрезок жизни, как своей, так и единого народа, волею обстоятельств и политиков вдруг разделенного, разведенного в разные стороны на едином историческом и географическом пространстве. Все эти годы были заполнены у них, лидеров и народа, выяснением отношений, нападками и уступками, житейскими драмами и... постоянным поиском выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации.
Нынешняя встреча Воронина и Смирнова - несомненный успех российской дипломатии, прервавшей этот путь в никуда. Москва настойчиво и регулярно пыталась и пытается помочь Кишиневу и Тирасполю найти точки соприкосновения, избавиться от накопившегося за годы развода груза взаимных претензий и по-человечески понять друг друга. Регулярные визиты заместителя секретаря Совбеза России Юрия Зубакова на оба берега Днестра, кропотливая работа российского МИДа на этом направлении способствовали тому, что в затянувшийся ледниковый период взаимоотношений лидеров Молдавии и Приднестровья привнести тепла.
Но до самого последнего момента встречу Воронина и Смирнова в Бендерах пытались сорвать. Особенно усердствовали так называемые «советчики», стремящиеся за патриотической фразеологией скрыть личные политические и экономические интересы. Не отставали от них и «болельщики», выполнявшие заказ на срыв переговоров от заинтересованных лиц.
В канун встречи ее противники в Кишиневе и Тирасполе привычно задействовали отдельные СМИ и другие гласные трибуны, с которых буквально заклинали Воронина и Смирнова обратить внимание на то, кто, кому и когда первый позвонил, кто, когда и где первый сделал то или иное заявление. По их расчетам взыгравшие амбиции президента страны и лидера региона должны были взорвать складывающуюся благоприятную ситуацию.
Крикуны с политической галерки, представлявшие себя уже хозяевами партера, надеялись столкнуть их лбами, уязвив достоинство одного и героизировав другого. К счастью, расчет на уязвленные амбиции не сработал. Оба достойно оценили важность встречи.
Стоит еще раз подчеркнуть: не будь четко проговоренной позиции России, личное общение между Ворониным и Смирновым вряд ли бы состоялось в ближайшие сроки. И как итог - процесс реинтеграции Молдавии вновь был бы заморожен.
Сразу же после их встречи эксперты принялись за поиск скрытых договоренностей между Россией, США и ЕС о разделении сфер влияния - кто, кому что отдает, кто, от кого что получает и т.д. Политологи продолжили вычислять явных и скрытых «ястребов»- противников налаживания отношений между двумя берегами Днестра. Работы и тем и другим до полного урегулирования приднестровского конфликта хватит.
Сделан-то всего первый шаг навстречу друг другу. Шаг, казалось бы, в исторической перспективе небольшой. Но он очень важен в контексте возобновления широких переговоров в формате «5+2». Его участники - Кишинев и Тирасполь вместе с гарантами - Россией, Украиной и ОБСЕ, а также наблюдателями ЕС и США - должны усесться за стол переговоров, чтобы наконец раз и навсегда определить статус Приднестровья в составе суверенной Молдавии. Именно в составе единой страны. Так записано в базовом договоре между Россией и Молдавией. Об этом не устают повторять дипломаты.
Но Тирасполь пока с этим не согласен, настаивая на суверенности Приднестровья. Многочисленные эксперты уверены, что России все же удастся убедить власти региона в обратном.
Пока же Кишинев и Тирасполь в соответствии с договоренностями между Ворониным и Смирновым готовят составы рабочих групп, которым предстоит в ближайшее время приступить к работе по выработке мер доверия между левым и правым берегами Днестра.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции