Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Кончается вторая неделя апреля, и, как всегда в последние 27 лет, страна готовится отметить день войск ПВО. Так уж вышло, что наряду с Днем пограничника, Днем ВМФ, Днем ВДВ, Днем ВВС и Днем танкиста день ПВО стал чем-то большим, чем очередной внутренний праздник военного ведомства - видимо, по значению войск противовоздушной обороны, которые, безусловно, заслужили такое внимание.
Войны выигрывает пехота - это давно известно. Но в XX веке, особенно начиная со Второй Мировой, этот тезис был поставлен под серьезное сомнение - атаки с воздуха могли парализовать даже самые сильные соединения сухопутных войск. Еще более серьезное воздействие оказывалось на экономику страны - непрерывные воздушные налеты ввергали в хаос практически все отрасли хозяйства Германии и Японии, особенно, когда основной удар был перенесен с промышленности на инфраструктуру.
Руководство СССР, тщательно изучая как собственный опыт, полученный в ходе ВОВ, так и опыт противников - прежде всего Германии, в течение всей войны, начиная с 1940 года, боровшейся со все усиливающимися воздушными операциями союзников в собственном небе, прекрасно понимало значение ПВО в современной войне. Внутри страны создаются районы ПВО, оснащенные радиолокационными станциями, зенитной артиллерией, соединениями самолетов-истребителей.
Это значение выросло еще больше после первого применения ядерной бомбы, когда стало ясно, что теперь даже один-единственный прорвавшийся через рубежи ПВО самолет потенциально представляет собой смертельную угрозу.
Вскоре, в 1948 году, войска ПВО становятся самостоятельным видом Вооруженных сил СССР. В начале-середине 50-х годов технический прогресс дал войскам ПВО новое оружие, с которым они ассоциируются наиболее плотно - зенитные управляемые ракеты. Тогда же складывается и структура войск ПВО - радиотехнические войска, зенитно-ракетные войска, истребительная авиация - с которой этот вид вооруженных сил существовал вплоть до середины 90-х годов.
Оружие, принимавшееся на вооружение войск ПВО, сильно отличалось от систем близкого назначения, использовавшихся в других видах ВС. Характеристики этого оружия определялись задачами войск. Если подразделениям армейской ПВО было достаточно малокалиберной зенитной артиллерии и зенитно-ракетных комплексов малой/средней дальности, то войскам ПВО нужны были уже средства, способные поражать воздушные цели на расстояниях во много десятков, а иногда и за сотню километров. Это стремление прослеживается в развитии ЗРК ПВО - С-75, С-125, С-175, С-200, С-300 серии П, наконец - С-400.
Отличались и самолеты - от фронтовых истребителей ВВС требовалось гармоничное сочетание скорости, маневренности, дальности полета и нагрузки, позволяющее при необходимости решать широкий круг задач. Войска ПВО страны, нацеленные на одну задачу - перехват всех и всяческих ЛА - выдвигали свои требования, в соответствии с которыми КБ создавали относительно маломаневренные, но вместе с тем чрезвычайно скоростные и скороподъемные машины, оснащенные мощным радиоэлектронным оборудованием и дальнобойными ракетами «воздух-воздух».
Венцом этого развития стала линия самолетов МиГ-25/МиГ-31 - «трехмаховых» тяжелых перехватчиков, с максимальной скоростью на большой высоте троекратно превышающей скорость звука, в 1,5-2 раза превосходящих все современные машины по потолку полета.
Еще одной задачей войск ПВО стала ракетно-космическая оборона - защита от ударов межконтинентальных баллистических ракет. Для этой цели был создан район противоракетной обороны, прикрывший Москву и прилегающие области. В настоящее время московская ПРО, являющаяся частью Космических войск взаимодействует с силами КСПН (командования специального назначения), объединяющего все силы ВВС и ПВО в центре европейской части страны.
В 1998 году войска ПВО были объединены с военно-воздушными силами в единый вид вооруженных сил. Среди военных специалистов встречаются как сторонники, так и противники подобного шага. Сторонники указывают на необходимость концентрации сил, противники - на глубокое различие задач, стоящих пред ВВС и ПВО.
В настоящее время, помимо уже упомянутого КСПН, зенитно-ракетные и авиационные части войск ПВО входят в состав пяти объединений ВВС и ПВО - 4я армия ВВС и ПВО (Северный Кавказ), 5-я армия ВВС и ПВО (Поволжье и Урал), 6-я армия ВВС и ПВО (Северо-запад), 11-я - защищающая Дальний Восток, и 14-я - в Сибири.
Хочется верить, что споры о ведомственной принадлежности не помешают тем, кто отвечает за чистоту неба над нашими головами, выполнить свой неформальный девиз - «сами не летаем и другим не даем», несмотря на все объективные экономические и технические проблемы.
В конце концов, потому день ПВО и столь заметен, что чистое небо над головой интересует всех и каждого.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции