Рейтинг@Mail.ru
Космический корабль в стиле фэнтэзи - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Космический корабль в стиле фэнтэзи

Читать ria.ru в
Дзен
Не исключено, что и пристыковавшийся в начале апреля к МКС первый европейский грузовой автоматический корабль, названный именем знаменитого француза, послужит основой для российско-европейского сотрудничества в области разработки новой транспортной космической системы.

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Известно, что почти все фантастические проекты, описанные Жюль Верном в позапрошлом веке, претворились в жизнь. Не исключено, что и пристыковавшийся в начале апреля к МКС первый европейский грузовой автоматический корабль, названный именем знаменитого француза, послужит основой для российско-европейского сотрудничества в области разработки новой транспортной космической системы.

Однако в таком случае не исключено, что идея создать собственный отечественный космический корабль на смену давно заслужившему покой «Союзу» так и останется в конструкторских фантазиях.

До лета 2006 г. Роскосмос со всей очевидностью предполагал создать собственный пилотируемый космический корабль, получивший название «Клипер». Многочисленные экспозиции натурной модели этого корабля на ряде  международных выставок не оставляли сомнений в намерениях Федерального космического агентства.

Однако затем произошел крутой вираж, на выходе из которого оказалось, что «Клипер» совсем не то, что нужно отечественной космонавтике. Не устраивал ни дизайн в виде крылатой схемы, ни стоимость, ни главный разработчик в лице тогдашнего руководителя главной российской космической корпорации «Энергия».

Правда, что же все-таки нужно нашему космосу, имея в виду транспортную систему, Роскосмос описал весьма туманно. Из сухого остатка можно почерпнуть следующее: первое - корабль необходим, второе - его надо разрабатывать собственными силами. Для этого «Энергию» обязали подготовить и представить на утверждение соответствующую концепцию. Третье - вполне вероятно, что перспективный российский корабль будет строиться при непосредственном участии Европейского космического агентства (ЕКА). В-четвертых, получается так, что про готовый в принципе «Клипер» мы, «как бы», забываем, а корпорации  «Энергия» вменяем в обязанность провести масштабную модернизацию корабля «Союз» полувековой давности.

Вот-вот минует  два года с той поры, как «заработала» эта программа. Что удалось сделать?

РКК «Энергия» добросовестно разработала несколько вариантов корабля и, по утверждению ее нынешнего  руководителя Виталия Лопоты, готова представить свои творения Роскосмосу.  Стало быть, снова затрачены силы и средства, и не малые. Но тут из Европы пришло как раз сообщение, что автоматический грузовой корабль «Жюль Верн» - детище ЕКА успешно пристыковался к МКС, победно возвестив о начале новой вехи в космических исследованиях. Теперь, похоже, Старый Свет займет космическую ступеньку никак не ниже российской.

Ну, а наш корабль-то при чем? В том то и дело, что ни при чем. Общаясь с журналистами на пресс-конференции 3 апреля, посвященной успеху «Жюль Верна», руководитель  Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил, что в настоящее время ведутся активные консультации между российскими и европейскими специалистами по концепции совместной космической пилотируемой системы. «В ближайшее время мы уже  планируем начать обсуждение подходов к самому кораблю»,- сказал Краснов.

Если эта программа получит «добро» на межгосударственном уровне, то «мы (Роскосмос и ЕКА - А.К.) будем делать единый корабль, российской альтернативы не будет», - утверждает Краснов.

Посмотрим, что в сухом остатке на этот раз. Первое - мы и европейцы твердо намериваемся кооперироваться. «Мы предпочитаем международное сотрудничество, и считаем, что это для нас оптимальный вариант», - трезво рассудил на уже упомянутой встрече один из директоров  ЕКА Рене Оостерлинг. Второе - корабль нам еще долго «не светит», так как, по словам Краснова, совместный корабль появится не в ближайшие годы.

Третье - по счету и наиглавнейшее по содержанию. В большей степени в песок уйдут потуги и деньги «Энергии», затраченные на «Клипер» и его продолжения,  а заодно, скорее всего,  мечты обрести космический  транспорт, пусть общего пользования, но равно доступный всем.

Но... факт первый. При всей радужности открывающихся российско-европейских перспектив, Алексей Краснов вдруг нерадостно заметил, что некоторые представители российской космической промышленности скептически относятся к проекту совместного корабля. Фамилии не назывались.

Однако вспоминается в этой связи примечательное интервью  Виталия Лопоты, данное в начале февраля «Российской газете». «...Имеются такие предложения: давайте вместе проектировать новый корабль, а делать его будем там, у кого лучше технологии. Такой подход сегодня нас уже не устраивает. Да, нужно кооперироваться. Но в кооперации очень важна услуга, у которой лучшее конкурентное преимущество. Например: у вас приборы хорошие? Давайте, но - в наш корабль. Ведь те же американцы в кооперацию никого не берут. По одной простой причине: они хотят быть лидерами и реализовывать, прежде всего, свои технологии».

Истинный профи, Лопота прекрасно понимает, что любой кооператор будет, прежде всего, стремиться к известной  монополии на продукт кооперации. А сделать это при российских условиях ограниченности средств и неясной картины с собственными разработками довольно просто. Только, европейцам.

Факт второй. У европейцев корабль есть. Современный, пусть  только автоматический и грузовой. Пока. По утверждению заместителя руководителя проекта кораблей ЕКА Патрис Амадье сообщил, что в конце года будет рассмотрен вопрос о трансформировании существующего транспортника в пилотируемый корабль. Все дело, по его словам, в деньгах.

В таком случае, ответить на вопрос, зачем европейцам при наличии устойчиво реализуемой программы собственной космической транспортной связываться с российской кооперацией, можно однозначно. В лучшем случае попросят русских вложить в «совместный» труд свои мозги и опыт.

В самом сухом остатке мы имеем и будем еще долго иметь вечно молодой и вечно модернизируемый корабль «Союз», условия полета на котором таковы, что  двухсуточный вояж к борту МКС полностью измочаливает продрогший и полуголодный  экипаж. 

Остаются, правда, еще грезы о чем-то лучшем.                

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала