Александр Горбунов, спортивный обозреватель, для РИА Новости
В ответном четвертьфинальном матче Кубка УЕФА "Зенит" - "Байер", ничего уже фактически не решавшем (первая встреча была выиграна питерским клубом на выезде 4:1, и этот результат стал гарантией для выхода в следующий раунд), немецкая команда выставила полурезервный состав, в котором наше внимание привлек, разумеется, российский форвард Дмитрий Булыкин. Тренерский штаб национальной сборной отрядил в Санкт-Петербург помощника Гуса Хиддинка Игоря Корнеева, который перед игрой назвал Булыкина одним из кандидатов на поездку на чемпионат Европы. Булыкин забил «Зениту» единственный в матче гол и игрой в первом тайме оставил, надо полагать, у Корнеева вполне благоприятное впечатление.
Тренерам российской сборной регулярно ставят в вину чрезмерное, по мнению критиков, постоянство при выборе игроков для национальной команды, в частности, нападающих. Уперлись, дескать, в одних и тех же. Никого больше не хотят замечать. Не рассматривают форвардов на перспективу.
Когда Гус Хиддинк называет число форвардов - шесть, из которых ему предстоит с помощниками выбрать участников чемпионата Европы (их, скорее всего, будет пятеро), сразу, наверное, понятно, кого голландец имеет в виду. Это, в первую очередь, Дмитрий Сычев, Роман Павлюченко, Павел Погребняк, Александр Кержаков, Роман Адамов и, возможно, Евгений Савин. Мне казалось, что голландец никогда не держал в голове фамилию Булыкина, за «Байер» игравшего от случая к случаю и основным футболистом немецкого клуба не считающегося по сей день. Но теперь Булыкин, скорее всего, среди тех, из кого предстоит выбирать.
С Адамовым в сборной познакомились на турецком сборе, а потом проверили в матче в Румынии (там он получил травму). Хиддинк остался дебютантом доволен. Во всяком случае, тем, как он двигался, какой объем работы проделал, как открывался и как притирался к новой для себя команде. В «Москве», между тем, Адамов пока не забивает. Впрочем, он и провел всего два матча.
Даже при том, что Адамов пропускает матчи и, возможно, пропустит еще, у него гораздо больше, полагаю, шансов на поездку на европейский чемпионат, нежели у Савина. Да, за «Крылья» он играет постоянно, но коэффициент агрессивности, активности и постоянной нацеленности на ворота ниже, на мой взгляд, нежели у Сычева, Павлюченко, Погребняка, Кержакова и уже упоминавшегося Адамова.
Кержаков, как и Адамов, тоже пока ничего не забил, хотя и сыграл во всех четырех динамовских матчах. Но когда Андрей Кобелев говорит о том, что Кержаков приносит его команде, оказавшейся нынче на втором месте, весьма ощутимую пользу, он не лукавит и не занимается тем самым психологической поддержкой приехавшего из Испании футболиста. Кержаков действительно в каждом матче выкладывается по полной программе: отходит при необходимости назад, постоянно перемещается по фронту атаки, открывается во фланги, играет, не жадничая, в подыгрыш. Есть, однако, ощущение, что если и в ближайших турах Кержаков ничего не забьет, то это может подействовать на честолюбивого игрока, собравшегося в этом сезоне доказать, что напрасно с ним так поступали в «Севилье», угнетающим образом. Нападающие - такой народ, который, чаще всего, без обнародования планов, дает себе задание на сезон: забить не меньше такого-то и такого-то количества мячей. И вдруг - с самого начала не складывается. Неважно, по каким причинам. Произносятся, конечно, красивые слова («Главное, чтобы моя команда побеждала, пусть даже я при этом не забиваю и не забью»), но состояние уныния от этого не улетучивается.
Павлюченко в четвертом туре забил свой первый в сезоне мяч с игры. Он для приобретения уверенности ему был крайне необходим. Спартаковский нападающий, между тем, свою работу, по мнению Егора Титова, в матче с «Амкаром» сделавший, в конце встречи мог провести победный гол, но мастерства для того, чтобы точно пробить из средней трудности положения, не хватило.
Павлюченко, как и «Спартак», по-разному проводит не только таймы одного и того же матча, но и отрезки в таймах. То его длительное время не видно, то он вспыхивает. То форвард в ущерб командной игре начинает придумывать заведомо проигрышные ходы, то не берет на себя ответственность, когда ее необходимо взять.
Примерно так же действует в «Локомотиве» Сычев. Случаются в его игре эпизоды, к сожалению, редкие, после просмотра которых не возникает ни малейших сомнений в праве Сычева из первого ряда претендовать на место в стартовом составе сборной. Эпизодов же, в которых локомотивский форвард выглядит блекло, действует без выдумки и воротам, что положено делать нападающим, не угрожает, заметно больше.
Погребняк на глазах прибавил в технике (говорят, постоянно занимается индивидуально: для российских футболистов явление редкое), за мячи, отправленными в его адрес, он не только цепляется, но и почти всегда верно ими распоряжается, точно играет в пас, скорость коллективных действий не снижает, старается играть только вперед и постоянно «под гол» открывается. В матчах четвертого тура чемпионата России на поле выходили в общей сложности (в том числе и на замену) 42 нападающих. Больше половины из них (24) - обладатели российского паспорта. Почти все, за исключением, наверное, нигерийца Питера Одемвингие (у него двойное гражданство), имеют право играть за сборную России. Двадцать три форварда - возможности для выбора, на первый взгляд, должны быть огромными. На деле все, к сожалению, обстоит совсем иначе: лишь 14 процентов от общего числа нападающих в той или иной степени соответствуют уровню национальной сборной. Цифра, на мой взгляд, исключительно низкая. Она свидетельствует, прежде всего, об отсутствии необходимой конкуренции. А без нее обойтись невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции