Рейтинг@Mail.ru
Налоги не любят суеты - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Налоги не любят суеты

Читать ria.ru в
Дзен
Очередной всплеск "налоговой войны" был вполне предсказуем: меняется президент, формируется новое правительство со своими новыми планами и проектами. И поэтому бизнес не может не "попробовать на зуб" прочность новой власти.

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости

Очередной всплеск «налоговой войны» был вполне предсказуем: меняется президент, формируется новое правительство со своими новыми планами и проектами. И поэтому бизнес не может не «попробовать на зуб» прочность новой власти. Естественно, что в первую очередь бизнесмены хотели бы облегчения налогового бремени. Еще три года назад они предприняли попытку снизить НДС до 13%, возместив потери бюджета средствами Стабфонда. Тогда это не удалось, и теперь различные объединения предпринимателей требуют его снижения до 10%, причем уже с 2009 года.

Спешка и суета вокруг НДС понятна: при более вдумчивом подходе такое решение не выглядит столь однозначным.

Давайте считать. Например, чем заменить «выпадающие» доходы в бюджет? Наиболее радикальным было бы непопулярное решение о постепенном переносе налогов с предприятий на население. Сегодня, когда наш бизнес платит не самые высокие в мире налоги, основные поступления в бюджет дает он: доля корпоративных налогов составляет 11,5% от ВВП против 8,6% у стран "большой семерки". А вот налогообложение физических лиц  в России дает лишь 3,3% ВВП (в странах "большой семерки" - 12,5%). Но доходы населения в ближайшее время не станут альтернативой корпоративных доходов. Именно поэтому предложение о замене НДС на налог с продаж вряд ли возможно, автоматически повысить цены на 18% не решится ни одно правительство. Боюсь, что даже сниженный до 12% или 10%  НДС, перенесенный на плечи рядовых покупателей, окажется неподъемным грузом для них.

Чего же хочет бизнес? Снижения налоговой нагрузки. Перерабатывающие предприятия при этом ссылаются на необходимость перехода на новые технологии и отсутствие «незаслуженных доходов». А сырьевики с этими доходами - на слишком большую долю в общих налоговых сборах и потребность в средствах для геологоразведки и освоения новых месторождений. При этом и те, и другие заявляют, что снижение налогового бремени расширит налоговую базу, потому что предприятия выйдут из тени и станут добросовестными налогоплательщиками.

Чего хочет государство и, в частности, Минфин? Министр финансов Алексей Кудрин безустанно повторяет две вещи. Первое - государство имеет определенные обязательство перед гражданами, и  располагает  для их обеспечения только налогами и таможенными пошлинами. Во-вторых, денег в российской экономике и без того много, предприятия не могут их освоить, примером тому - Инвестиционный фонд, который практически не потрачен на протяжении двух лет существования.

Если об Инвестфонде еще можно дискутировать, то о наполняемости бюджета вряд ли. По расчетам независимых экспертов, при ставке НДС в 12%  из бюджета «выпадет» более 1 трлн рублей. Эта сумма эквивалентна почти 18% ненефтегазовых доходов и примерно половине нефтегазового трансферта, для компенсации трансферт придется увеличить в 1,5 раза. А это значит, что не только нефтяники не получат передышки, но  увеличится зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Даже, если поверить, что вырастет налогооблагаемая база, то все равно она не увеличится настолько, чтобы компенсировать выпавшие доходы, ведь процесс «обеления» бизнеса идет несколько лет, да и так ли уж много выйдет из «тени».

Еще один аргумент правительства - принят трехлетний бюджет до 2010 года. Лишь за пределами этого срока возможны коренные изменения в бюджетной сфере. Впрочем, по ряду оценок,  через несколько лет доходная база бюджета сократится. Расчеты Минфина говорят, что произойдет снижение доходов от нефтегазового сектора - с 21 до 14-15% в течение четырех лет, уже это потребует сократить расходы федерального бюджета на 1-1,5% ВВП. А затем к 2015 году возникнут дополнительные расходы в размере 2% ВВП на пенсионную систему. Чтобы как-то выполнять свои обязательства, государство должно иметь и доходы. И если сегодня, при благоприятной конъюнктуре, есть такая возможность, то не придется ли потом, когда иссякнет поток нефтедолларов, снова поднимать налоги?

Так или иначе, но уже понятно, что решение это непростое и никто не собирается впопыхах менять налоговые ставки.  В то же время ряд политиков уже делает налоговые изменения основой своей программы. А в правительство продолжают поступать все новые и новые предложения что-нибудь да заменить в налоговой системе, например, ввести прогрессивную ставку налога на личные доходы, платить эти налоги не по месту работы, а по месту жительства, отменить такие налоги для малообеспеченных и так далее. Но это - уже политика, а не экономика. Бизнес же, как известно, может работать и при высоких налогах. Как говорят его представители, им важнее, чтобы не менялись ежегодно условия, а сам процесс уплаты налогов происходил более цивилизованно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала