НЬЮ-ЙОРК, 11 апр - РИА Новости, Лариса Саенко. "Образцы советской пропаганды" - фото-работы советских авангардистов - стали хитом торгов "Кристис" в Нью-Йорке в четверг, сообщает корреспондент РИА Новости.
"Сегодня установлен рекорд на российскую книгу 20-го века, проданную на "Кристис" - это "Индустрия социализма" Эля Лисицкого, проданная за 79 тысяч долларов", - сказал РИА Новости Свен Беккер, руководитель департамента книг и манускриптов.
Лисицкий, сблизившийся в 1919 году в Витебске с Марком Шагалом и Казимиром Малевичем в училище "нового революционного образца", является символом российского супрематизма. Он известен своим графическими образами "мирового обновления", хотя его работы вопреки убеждениям скорее выражали обезличенную суть диктатуры.
По словам Беккера, в последние годы наблюдается повышенный интерес к работам советских авангардистов и конструктивистов как в Европе, так и в самой России.
"Российские коллекционеры ранее интересовались манускриптами, книгами 18-19-го веков, но в последнее время начали активно покупать книги, изданные в 30-е годы советского периода. Это теперь на гребне интереса. Я был в Москве и знакомился с букинистическим рынком столицы - качественных изданий 30-х годов в России практически нет", - сказал Беккер.
Он прогнозирует дальнейший рост цен на "советский конструктивизм".
Фотоальбомы Александра Родченко и его верной соратницы Варвары Степановой стали хитом торгов "Кристис" в Нью-Йорке в четверг, превзойдя в пять-восемь раз предпродажную оценку.
В аннотациях к лотам, созданным в 30-е годы, работы "отца" российского авангарда и конструктивизма представлены как "выдающиеся образцы советской пропаганды". Его фото-альбом "10 лет Узбекской ССР", изданный в Ленинграде в 1934 году, продан за 39 тысяч 400 долларов, "Первая конная" ("одна из самых выдающихся книг советской пропаганды" - "Кристиc"), изданная в 1935 году, "ускакала" за 32 тысячи 200 долларов, "Москва реконструируется", вышедшая в свет в 1938 году, куплена за 37 тысяч долларов.
"Превосходный дизайн этого документа отражает размах и новаторство интенсивной реконструкции Москвы 30-х годов и полон "графической пиротехники", - отмечает "Кристис" в своей сопроводительной ремарке к последнему фотоальбому.
Созидательные масштабные идеи Родченко (1891-1956), одного из зачинателей рекламы в СССР, дизайнера, графика, фотографа, художника театра и кино, воплотившего ауру своего времени, неожиданно, оказались созвучны настроению нью-йоркского рынка. Хотя его эпопея, посвященная 10-летию Советского Узбекистана, довольно скоро стала запрещенной книгой, так как ее главные фигуранты оказались "врагами народа" времен сталинской чистки. Да и сам Родченко, каждая работа которого была по сути политическим манифестом, вопреки своему пафосу строителя коммунизма не единожды становился объектом травли и гонений.
"Искусство - это служение народу, а народ ведут кто куда", - отметил художник однажды в своем дневнике.
Что же касается культовых иллюстраций Родченко к поэме Владимира Маяковского "Про это" с портретом Лили Брик на обложке, то она не нашла покупателей. Хотя эксперты "Кристис", оценивая "Про это" в диапазоне 7-10 тысяч долларов, предполагали, что именно этот лот вызовет наибольший интерес публики.