Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
Эта памятная дата учреждена по решению Организации Объединенных Наций 11 апреля потому, что именно в этот день в 1945 году узники концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли вооруженное восстание. В лагере находились несколько десятков тысяч заключенных из 18 стран Европы. 11 апреля 1945 года освобождены узники фашистских концлагерей Бухенвальд и Дора, 22 апреля освобождены узники Заксенхаузена, 29 апреля - Дахау, 30 апреля 1945 года - Равенсбрюка. А были еще Освенцим и Майданек, Маутхаузен и Штутгоф... Были гражданские лагеря на территории Советского Союза, где фашисты держали в неволе женщин, стариков и детей, родственников командиров Советской Армии, партизан и подпольщиков, жителей деревень, попавших в оккупацию. В конце Великой Отечественной войны насчитывалось 20 основных лагерей и около тысячи филиалов, в заточении одновременно находились миллионы людей. В 1945 году вышли на свободу 530 тысяч человек. Около 250 тысяч из них были советские граждане.
1894 - родился Эмиль Теодорович Кио (Гиршфельд-Ренард), народный артист РСФСР, родоначальник знаменитой династии иллюзионистов
114 лет назад родился Эмиль Теодорович Кио (Гиршфельд-Ренард), народный артист РСФСР, родоначальник знаменитой династии иллюзионистов, автор и конструктор уникальной цирковой аппаратуры.
Эмиль Кио родился 11 апреля 1894 года. Он не сразу решил связать свою жизнь с цирком. Вначале мечтал играть на сцене большие и серьезные роли. Когда ему исполнилось 26 лет, он был принят актером в Московский театр миниатюр, но затем его привлек цирк. В цирке Эмиль подрабатывал администратором, униформистом и берейтором. И через какое-то время вышел на манеж, показывая фокусы. Для того чтобы выйти к зрителю с большим представлением, нужен был эффект, что-то ошеломляющее и необыкновенное, таинственность, а также яркий, запоминающийся псевдоним. По рассказам самого Эмиля Теодоровича, однажды он, обдумывая образ и имя, проходил мимо кинотеатра «Художественный» и случайно бросил взгляд на крышу здания, где увидел, что из горящего слова «Кино» выпала буква «Н». « Кио!» - воскликнул артист. - Я буду выступать под именем Кио». В 1932 году Эмиль Кио показал потрясающее представление на арене цирка. Он придал выступлению восточный колорит, работая в чалме. Для пущего блеска фокусника окружали обворожительные ассистентки. Свои иллюзионистские номера Эмиль Теодорович демонстрировал шутливо, постоянно общаясь со зрителем, и привлекал к работе клоунов. А после 1947 года знаменитый маг создал целостные представления-ревю. Своими невероятными красочными и интересными номерами он покорил весь мир. Восхищенные лондонцы присвоили ему звание кавалера Золотой медали Международной артистической ложи. Великому артисту сопутствовали тридцать три года потрясающего успеха. А псевдоним настолько прижился, что все выдаваемые впоследствии документы в графе «ФИО» гласили «Эмиль Теодорович Кио». Сыновья Эмиль и Игорь, продолжившие дело отца, получили по наследству уже известную всему миру фамилию.
1908 - родился Масару Ибука, японский инженер, один из основателей японской компании Sony, создатель первого японского магнитофона
100 лет назад родился Масару Ибука, японский инженер, один из основателей японской компании Sony, создатель первого японского магнитофона.
Масару Ибука родился 11апреля 1908 года в городке Никко, префектура Точиги. В 1933 году окончил Школу инженерного искусства при Университете Васеда в Токио. Однокурсники дали ему прозвище «гений-изобретатель». Еще будучи студентом, Ибука стал автором ряда довольно крупных изобретений, а в год окончания университета получил приз на Всемирной промышленной выставке в Париже. Некоторое время он работал в технологическом отделе одной компании, которая производила кино- и фотопленку. Вскоре Ибука основал собственную компанию, которая разрабатывала термические системы наведения и портативные устройства ночного видения для военного ведомства (некоторые из его сотрудников даже имели воинские звания). Ибука был весьма заинтересован в талантливых молодых ученых и, просматривая списки выпускников Императорского университета в Осаке, обратил внимание на Акио Мориту. Молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. В мае 1946 года Масару Ибука и Акио Морита основали компанию «Токио цусин когио», или «Токийское предприятие связи». Более трех лет ушло на опыты с разного рода магнитными материалами, и в 1949 году им удалось изобрести магнитную ленту. В 1950 году в Японии появился первый магнитофон. В 1952 году они приобрели у американской компании «Вестерн электрик» лицензию на производство транзисторов - первых полупроводниковых элементов. Используя эту новинку, «Токио цусин когио» три года спустя выбросило на рынок первый на планете портативный радиоприемник «Ти-Ар 55». Он и положил начало продолжающейся по сей день гонке за миниатюризацией. В 1958 году Акио Морита и Масару Ибука решили изменить название фирмы. Было решено соединить воедино латинское слово «сонус», означающее звук, и популярное в то время американское слэнговое словечко «санни», что значило «отличная позиция». Так появилось непереводимое «Сони». Именно под этой маркой в 1960 году компания выпустила свой первый в мире транзисторный телевизор. В 1971 году Акио Морита впервые стал президентом «Сони», которую долгие годы возглавлял Масару Ибука, а в 1976 году - председателем совета директоров. В 1994 году ему было присвоено почетное звание «основателя» фирмы. После перенесенного в 1993 году сердечного приступа Акио Морита отошел от активных дел, но оставался почетным президентом фирмы. Скончался 3 октября 1999 года на 78-м году жизни в одном из госпиталей Токио. Акио Морита пережил своего друга, единомышленника и компаньона менее чем на два года. Масару Ибука скончался от сердечного приступа в декабре 1997 года.
1993 - избран первый президент Калмыкии, им стал Кирсан Илюмжинов
15 лет назад избран первый президент Калмыкии, им стал Кирсан Илюмжинов.
Кирсан Илюмжинов родился 5 апреля 1962 года в городе Элисте (Республика Калмыкия). Окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) в 1989 году; специалист по внешнеэкономическим связям со странами Востока. В 1979 - 1980 годах работал на заводе «Звезда» («Одн»). С 1980 по 1982 год проходил срочную службу в армии. В 1982-1983 годах был бригадиром молодежной бригады на заводе «Звезда». После окончания института работал стажером, управляющим советско-японской фирмы «Лико-Радуга». С 1991 года - президент международной корпорации «Сан». Был учредителем около 50 различных коммерческих структур. В 1992 году - президент Российской палаты предпринимателей и палаты предпринимателей Калмыкии. Народный депутат России (1990-1993), был членом Верховного Совета РСФСР от Калмыкии, членом Комитета ВС РСФСР по международным делам и внешнеэкономическим связям, входил в состав фракции «Смена - Новая политика».
11 апреля 1993 года избран первым президентом Республики Калмыкии, вновь избран на этот пост 15 октября 1995 года сроком на семь лет. Переизбран на пост президента республики 27 октября 2002 года во втором туре голосования. 4 января 2003 года своим указом возложил на себя обязанности председателя правительства Республики Калмыкия. 19 октября 2005 года Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия кандидатуру Кирсана Илюмжинова для наделения его полномочиями Главы Республики Калмыкия. 24 октября парламент Калмыкии утвердил кандидатуру Илюмжинова на пост Главы республики (за это решение проголосовали 22 депутата, один высказался против, один воздержался и еще один не голосовал). Входил в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ, являлся заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам (с 1993 года). Награжден орденами Дружбы (1997), Святого князя Даниила Московского, лауреат Золотой медали мира за гуманитарную деятельность. Почетный доктор Национальной академии прикладных наук России (НАПНР). Удостоен звания «Человек года» в области политики за 1993 год, учрежденного Русским биографическим обществом и журналом «Кто есть кто». Президент Международной шахматной Федерации (ФИДЕ). Мастер спорта по шахматам. Владеет, кроме калмыцкого и русского, японским, английским, корейским, монгольским и китайским языками.
1958 - умер Константин Федорович Юон, художник, представитель символизма и модерна, мастер пейзажа
50 лет назад умер Константин Федорович Юон (1875-1958), художник, представитель символизма и модерна, мастер пейзажа.
Константин ЮОН родился 24 октября 1875 года в Москве в семье банковского служащего. В 1892 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов и К.А.Коровин, занимался в мастерской В.А.Серова. Был членом «Мира искусства», «Союза русских художников» (один из учредителей последнего) и АХРР. Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были В.И.Мухина, скульптор-анималист В.А.Ватагин. Юон оставил много работ разного жанра. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием стала пейзажная живопись. Он любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры: «Троицкая лавра зимой», «Весенний солнечный день» (обе 1910), «Мартовское солнце» (1915). Большой известностью пользуется его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. На переднем плане сияют освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью. К историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон также подходил через пейзаж, стремясь быть предельно достоверным: «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года» (1926), «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» (1942). Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 года по 1958 год: «Конец зимы. Полдень» (1929), «Русская зима. Лигачево» (1947), «Раскрытое окно. Лигачево» (1947), и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы «Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах» (1946).