Рейтинг@Mail.ru
Минфин меняет 2020 год на 2023 - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Минфин меняет 2020 год на 2023

Читать ria.ru в
Дзен
Ведомства экономического блока правительства не могут решить, каким путем идти российской экономике. Еще не успели утихнуть страсти по поводу предложенной Минэкономразвития (МЭРТ) концепции развития до 2020 года, а на подходе новый долгосрочный план.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Ведомства экономического блока правительства не могут решить, каким путем идти российской экономике. Еще не успели утихнуть страсти по поводу предложенной Минэкономразвития (МЭРТ) концепции развития до 2020 года, а на подходе новый долгосрочный план. На этот раз финансовый. Разработать его намерен министр финансов Алексей Кудрин, убежденный, что лишь после создания стратегического финансового плана можно решать, какие экономические программы должны быть профинансированы, а какие нет. Точку в споре двух министерств предстоит поставить новому главе правительства.

Ахиллесова пята российской экономики - отсутствие долгосрочного финансового плана. При этом планов экономического строительства в стране громадье. Таков лейтмотив выступления Алексея Кудрина на заседании коллегии Минфина 8 апреля 2007 года. «К 2012 году мы планируем удвоить объемы строительства дорог, а к 2015 году - утроить, но у нас нет финансового баланса свыше трех лет», - посетовал на заседании коллегии главный финансист страны и подчеркнул, что многие развитые государства готовят финансовые планы на 40-50 лет. Впрочем, Кудрин готов исправить этот досадный пробел, и уже к августу 2008 года пообещал подготовить модель финансового плана на 15 лет. Министр уверен: лишь после подготовки такого плана станет ясно, под силу ли федеральной казне профинансировать долгосрочные отраслевые программы.

Между тем, план построения «светлого будущего» у стране уже есть. В середине марта Минэкономразвития обнародовало очередной вариант концепции экономического развития страны до 2020 года, согласно которой через 12 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономических держав наряду с Китаем, США, Японией и Британией. Объем российской экономики к этому времени, по замыслу МЭРТ, вырастет примерно в 4 раза - до $5 трлн, средняя зарплата составит около $2,7 тыс. в месяц (сейчас около $500). Центробанку и Минфину МЭРТ отвел роль составителей части плана реализации концепции-2020 по разделу «Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики».

Однако Минфин рассудил иначе: «плясать» экономика страны должна от финансов. Причем разбазаривать эти финансы нельзя, ибо в ближайшие 15 лет России предстоит столкнуться с серьезным экономическим вызовом - возможным снижением цен на нефть. Сейчас, по словам министра, мир находится на высокой точке цикла нефтяных цен, но когда конъюнктура изменится, страна рискует «жестко приземлиться». К тому же, «тратя больше нефтегазовых доходов, мы будем лишь усиливать зависимость экономики от цикличности цен на нефть». Выход один - государству надо воздержаться от слишком больших бюджетных трат. В последние три года бюджетные расходы в реальном выражении росли на 16% в год, а в номинальном - на 25-30%. Теперь Алексей Кудрин предлагает установить верхнюю планку расходов: в ближайшие годы рост расходов в реальном выражении не должен превышать 9-10%, а впоследствии - 4-5%.

Такой подход не по душе министру экономического развития Эльвире Набиуллиной. То есть МЭРТ солидарен с Минфином в том, что макроэкономическая стабильность необходима, но все же главная задача - реформа экономики. Ведь нынешняя модель роста, по мнению Набиуллиной, себя исчерпала - структура экспорта заморожена, очаги экономического развития носят локальный характер, страна нуждается в изменении структуры экономики, а этого не достичь без увеличения инвестиций в образование, здравоохранение, инфраструктуру и т.д. Однако, как сообщила на коллегии Минфина Эльвира Набиуллина, согласно имеющемуся трехлетнему бюджету, доля расходов на образование снизится с 1% от ВВП в 2008 году до 0,7% в 2010-м, за тоже время с 0,7% ВВП до 0,6% снизятся расходы на здравоохранение. Поэтому и финансовый план нужен лишь как инструмент для реализации экономической политики.

Ряд наблюдателей уже отметил, что за ведомственными трениями в действительности стоит глобальная дилемма: беречь ли накопленные резервы на случай изменения конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей или профинансировать за счет них экономический рывок. И вероятно, ответ на этот вопрос придется искать новому составу правительства. Тем более что избранный президент Дмитрий Медведев на встрече с представителями РСПП 8 апреля подчеркнул, что принятие концепции 2020 нужно отложить до принятия решения по снижению НДС.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала