МОСКВА, 10 апр - РИА Новости. Премьер-министр РФ Виктор Зубков выразил обеспокоенность проблемой несбалансированности рынка труда и образовательных услуг.
Открывая в четверг заседание правительства, на котором будут обсуждаться планы Минобрнауки на 2008 год, Зубков констатировал, что сегодня в учреждения начального и среднего профобразования поступает не более трети выпускников школ, и только половина из них выбирает технические специальности.
"А ведь потребность реального сектора экономики в квалифицированных кадрах очень высока, страна развивается, и нужны кадры высокой квалификации в разных отраслях, но в условиях отсутствия системы анализа и прогнозирования кадровых потребностей рынка труда удовлетворить ее весьма сложно", - сказал премьер.
По его словам, проблема несбалансированности рынка труда и образовательных услуг характерна и для высшей школы - из 1,2 миллиона выпускников вузов почти 40% юристы или экономисты.
"Крайне не хватает технологов, металловедов, других специалистов", - отметил Зубков в этой связи.
"Я намеренно говорю "выпускников", а не "специалистов", поскольку зачастую их дипломы не соответствуют уровню знаний", - сказал премьер.
Он отметил, что сфера ответственности Минобрнауки не ограничивается только процессом обучения. "Главное - воспитать достойных, образованных граждан, в полной мере реализовать огромный человеческий потенциал страны", - сказал глава кабинета министров.
При этом он констатировал, что в этой сфере есть ряд серьезных проблем, и одна из самых острых - стабильно высокий уровень подростковой преступности.
По данным МВД, ежегодно в стране задерживается около 600 тысяч подростков, значительный процент из них употребляет наркотики, треть не имеет постоянного места жительства. "Хотелось бы услышать конкретные предложения по решению этих проблем, в том числе о роли школы во внеклассной работе с подростками", - сказал Зубков.
Он также попросил главу Минобрнауки Андрея Фурсенко доложить о работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей или находящимися в трудной жизненной ситуации. Эти темы также требуют повышенного внимания и новых подходов, сказал премьер.
Он обратил внимание и на проблему "отрыва" фундаментальных и прикладных научных исследований от производства. "Посещения промышленных предприятий показывают, что здесь не все в порядке", - заметил Зубков.
По его словам, есть научно-исследовательские и промышленные предприятия, которые последний раз приобретали научные приборы 20 лет назад.
"Нужно решать проблемы, которые ставят производственники. Может быть, нужно законодательно закрепить понятие "государственный сектор науки", - сказал премьер, добавив, что создание условий для развития в стране научно-технического потенциала и инноваций также является сферой ответственности Минобрнауки.
Вместе с тем Зубков отметил, что в последние годы государство уделяет все больше внимания вопросам образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, воспитания, опеки и попечительства над детьми.
В 2008 году расходы федерального бюджета только по разделу "образование" вырастут на 15% по сравнению с прошлым годом и составят почти 330 миллиардов рублей. Расходы на науку вырастут на 14% и составят почти 120 миллиардов рублей.
"В целом весь консолидированный бюджет, который направляется на образование, составит более триллиона рублей. Это хорошая цифра, нужна высокая эффективность расходования этих средств", - отметил Зубков.
По его словам, достойные результаты принесла и работа в рамках национального проекта "Образование". "Широко известно о практически полной компьютеризации школ. Тысячи школ активно внедряют инновационные программы", - сказал премьер.
Он особо отметил важность нового направления нацпроекта, которое вошло в проект в 2007 году, - государственной поддержки подготовки рабочих кадров.