Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Те, кто воспринимает отношения России и США как продолжение отношений СССР и США, склонны оценивать последний саммит президентов Путина и Буша в этаком спортивном ключе. Кто-то выиграл, кто-то проиграл. Путину не удалось уговорить Буша отменить планы развертывания ПРО в Европе, так же, как и остановить каток впечатывания максимально большего числа стран в НАТОвский асфальт. Буш, как замечает британская «Гардиан», больше всего на свете хотел, чтобы Путин заключил с ним соглашение по той же самой ПРО - «Путин же отправил его домой с пустыми руками». Счет ноль-ноль? Как этой встречи, так и отношений в целом, за все восемь последних лет?
Интересно, что о самом главном, что произошло между нашими двумя странами - и двумя президентами - сами Путин и Буш не то что не умалчивают, а говорят очень громко. Это - о том, как приятно было двум президентам вести дела друг с другом в эти годы. Но почему-то такие заявления предпочитают не слышать, считая их, видимо, частью протокола. А они очень важны.
Да, Сочинская декларация зафиксировала, что стороны не поменяли свои позиции по вопросу об основной проблеме российско-американских отношений - противоракетной обороне. Россия как выступала, так и выступает против развертывания ПРО США вблизи российских границ. Хотя после Сочи стало яснее, как можно завершить дело компромиссом. Владимир Путин отметил, что "наши озабоченности услышаны американской стороной», в том числе в Сочи. Там обсуждался «набор мер, мер доверия и транспарентности, в сфере противоракетной обороны". Российская идея - это совместная работа над глобальной ПРО «с равным, демократическим доступом к ее управлению», либо же система мер контроля за той ПРО, что будет в Европе - в постоянном режиме как техническими средствами, так и с помощью личного наблюдения экспертов, которые должны присутствовать на этих объектах.
То есть можно себе представить, как ПРО из ключевой проблемы, осложняющей американо-российские отношения, тихонько сползает в сторону технической проблемы.
К сожалению, этого не скажешь о вопросе расширения НАТО и даже об отмене сдерживающей торговлю абсурдной сегодня поправке Джексона-Вэника. Да и вообще список вопросов, из года в год безуспешно обсуждающихся между Россией и США, весьма велик. И может еще расшириться.
Но вернемся к главному, что произошло за это время между Путиным и Бушем. Сегодня мало кто помнит, что приход Джорджа Буша к власти ознаменовался двумя поучительными для него событиями. Первое: китайцы принудили к посадке на острове Хайнань американский самолет-разведчик, случайно залетевший в воздушное пространство КНР. И не отдали его, пока новый президент США не сказал «извините». Это было хорошим уроком для США. Примерно в это же время Буш начал российско-американские отношения с новой страницы - выслал без особых оснований 50 российских дипломатов. А Москва выслала в ответ 50 американцев. И это стало вторым уроком Бушу на тему «кто есть кто в мире».
Сегодня уходящий президент США ведет доверительный и очень серьезный диалог как с Владимиром Путиным, так и с Ху Цзиньтао. При этом никто не скрывает, что между этими странами мы видим отношения яростного глобального соперничества, борьбу за место в завтрашнем мире, который будет очень мало похож на сегодняшний. Если не официальная Америка, то «неправительственные организации» давят Китай во все точки, которые выглядят уязвимыми: Тайвань, Тибет, Синьцзян. Россию давит и вполне официальная Америка, пытаясь силой навязать союзникам по НАТО членство там всех, кто мог бы создать проблемы для России. А до этого «неправительственные организации» не пожалели усилий, чтобы любыми, самыми неприглядными способами привести по периферии России к власти кого угодно, лишь бы эти люди были против Москвы.
Но в том-то и особенность истекших восьми лет, что вот эту войну за выживание, оказалось, возможно вести по неким правилам, параллельно ведя нормальный диалог по другим проблемам.
То есть особенность нашего времени не в том, что на смену холодной войне пришла дружба и любовь между Россией и Америкой, Россией и Западом, как мечталось в светлую эпоху Михаила Горбачева. И не в том, что из России вышел полноценный клиент Запада, под строгим взглядом наставников преодолевающий «полосу препятствий» к членству в западных структурах - эта не менее идеалистичная идея осталась в первой половине 90-х. Вышло же что-то третье, удивительное, но нормальное - когда можно одновременно и ссориться, и сотрудничать.
Наблюдая встречу в Сочи, можно было заметить, что два президента искренне расположены друг к другу. Великий государственный секрет в том, что это правда. Например, Буш еще до Сочи в качестве главного комплимента Путину высказал следующее: это человек, который умеет говорить то, что думает. А Буш, по словам Путина - это человек честный и открытый.
Здесь надо учесть, что уважение к тому, кто не стесняется говорить, что думает - это американская национальная черта. А также заметить, что, по мнению людей, знающих Владимира Путина, больше всего он не любит тех, кто нарушает данное слово.
На контрасте - если говорить о Джордже Буше - можно вспомнить его предшествовавшую Сочи европейскую поездку, где не было недостатка в иных партнерах. Тех, которым что-то надо от США, и которые в обмен готовы сказать что угодно и прикинуться чем угодно, было бы приятно патрону. А вот это - то, что американцы в людях не уважают.
Не следует надеяться, что подписанная двумя президентами в Сочи декларация действительно обяжет их преемников к тому, что в этой декларации записано. Но необычный роман, который сложился между этими двумя людьми, действительно может стать началом новой книги отношений наших стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции