Ильгар Велизаде, политолог.
Саммит НАТО в Бухаресте оставил множество вопросов, один из них - что будет с СНГ, когда Украина и Грузия все же вступят в Североатлантический альянс?
Обнадеживающие для этих стран заявления натовских руководителей позволяют говорить о том, что их прием - дело времени. Соответственно, возникают серьезные сомнения относительно будущего этих стран в составе Содружества. Одним словом, становится очевидным, что политические процессы на пространстве СНГ, и прежде характеризовавшиеся многовекторностью, грозят привести, по меньшей мере, к сокращению состава его участников.
То, что СНГ - далеко не ЕС и никогда не сможет быть на него похожим, стало ясно после череды газовых конфликтов между Россией и странами- газовыми реципиентами (Украиной, Белоруссией, Молдовой и Грузией). Да и памятные «винные войны» с Молдовой и Грузией могут также служить яркой иллюстрацией этому тезису. О наличии серьезных проблем между членами СНГ можно судить и по другим примерам. В то время как в единой Европе все большее число стран становятся членами Шенгенского соглашения, в СНГ между Россией и Грузией, напротив, был введен и действует до сих пор визовой режим, а прямое воздушное сообщение между ними было возобновлено лишь недавно. Об отношениях между Азербайджаном и Арменией и вовсе говорить не приходится из-за отсутствия таковых.
Да и на роль Евразийского НАТО скорее может подойти ШОС, чем СНГ. В отличие от НАТО в СНГ существует несколько группировок, деятельность которых друг с другом не всегда соотносится. Например, ОДКБ, ГУАМ. Не говоря уже о ШОС или Союзе России и Беларуси, о которых - разговор отдельный. Что уж тут удивляться тому обстоятельству, что единство в подходах государств к вопросам, обсуждаемым в рамках Содружества, наблюдается только тогда, когда речь заходит о праздновании какого-либо события, а документы, принимаемые на самом высшем уровне, нередко носят формальный характер.
Сегодня даже такое крайне неустойчивое положение грозит распасться.
Отложенное на неопределенное время присоединение Украины и Грузии к НАТО не снимает вопросов относительно их будущего в СНГ. Последствия возможного участия этих стран в НАТО уже являются предметом анализа для различных исследовательских центров как в странах Содружества, так и на Западе. Вне зависимости от результатов таких исследований очевидно одно: вхождение Украины и Грузии в Альянс приведет к тому, что СНГ станет фактически паназиатской региональной группировкой со всеми вытекающими из этого геополитическими последствиями.
Кроме того, этот шаг наверняка отразится на политике еще двух других государств СНГ - Молдовы и Азербайджана. Молдова, перестающая иметь с Содружеством общую границу, и Азербайджан, тесно связанный с Грузией и действующим членом НАТО - Турцией, будут более активно вовлечены в процессы евроатлантической интеграции, всяческую заинтересованность в которой часто высказывают сами натовские политики. Да и Армения, по сути, также окажется в изоляции от основной территории СНГ (учитывая конфликт с Азербайджаном), что может создать дополнительную политическую напряженность в регионе.
Вообще, с перспективой приема в НАТО Украины и Грузии радикально способен измениться и сам ГУАМ, который может стать объединением с формулой два плюс два. Т.е. два возможных члена НАТО плюс два возможных кандидата на вступление в Альянс. А это в свою очередь грозит серьезно осложнить военно-политическую обстановку, по крайней мере, рассчитывать на безболезненное решение замороженных конфликтов, существующих в некоторых странах ГУАМ, представляется малоперспективным.
Так или иначе, вектор развития внешней политики Украины и Грузии определен. Для СНГ наступает еще более сложный период, чем прежде. Очевидно, что организации необходимо выработать такой механизм взаимодействия всех ее членов, который позволял бы эффективно отвечать на вызовы времени.
Конечно, подготовка к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне дело очень важное, однако рассчитывать на то, что такого рода мероприятия могут позитивно повлиять на реальное положение вещей в рамках Содружества, было бы весьма самонадеянно.
На своей последней встрече с главами стран-членов Содружества в качестве президента Владимир Путин сделал акцент на разработке стратегии развития Содружества до 2020 г. Он отметил, что эта стратегия должна быть нацелена на расширение взаимодействия, конкурентоспособности стран СНГ и ускорение их социально-экономического развития. Надежда, что эта стратегия будет предложена и одобрена руководителями СНГ еще до того, как дезинтеграционные процессы, стремительно происходящие на его пространстве, не приведет к необратимым изменениям, все еще сохраняется. А надежда, как известно, умирает последней.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции