МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Владимир Путин и Джордж Буш на своей последней встрече в качестве президентов России и США, состоявшейся в воскресенье в Сочи, вновь не смогли договориться по основной проблеме российско-американских отношений - противоракетной обороне.
Российский лидер признал, что это был один из самых сложных вопросов переговоров, по итогам которых была подписана декларация, отражающая взгляды Путина и Буша на будущее двусторонних отношений.
Путин покинет пост президента в мае 2008 года, а Буш - в январе 2009-го.
"Камнем преткновения" в отношениях РФ и США стали планы американцев для защиты от "ракетной угрозы" Ирана разместить объекты своей системы ПРО в Восточной Европе. Десять ракет-перехватчиков планируется разместить в Польше, а в Чехии - радары. Россия считает планы США угрозой своей нацбезопасности.
Путин и Буш долгое время обсуждали эту проблему, в диалоге даже наметились некоторые подвижки, но позиции двух стран принципиально не изменились, что и было зафиксировано в Сочинской декларации. В то же время, президент РФ после переговоров заявил, что решение может быть найдено.
"МЕНЮ" ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТОВ
О том, что обсуждение ПРО шло непросто, свидетельствует и то, что формулировки по этой проблеме, вошедшие в подписанную президентами декларацию, прорабатывались до последнего момента. Глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Кондолиза Райс писали их на меню во время обеда в субботу вечером, сообщил РИА Новости источник в российской делегации. По его словам, за исключением формулировок по ПРО, текст документа был подготовлен.
"Российская сторона ясно заявила, что не согласна с решением о создании объектов в Польше и Чешской республике", - говорится в принятой декларации.
Путин признал, что принятый документ не дает "абсолютно прорывных развязок". "Но на это мы и не рассчитывали", - добавил он. Буш, в свою очередь, доволен подписанной декларацией, считая его отражением "глубины" двусторонних отношений.
ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ
Несмотря на то, что в принципиальном отношении России к американским планам по ПРО изменений не произошло, Путин заявил, что считает достижение договоренностей возможным.
"У меня есть осторожный оптимизм в том, что касается окончательных договоренностей. Мне представляется, что это возможно", - сказал президент РФ.
По его словам, "некоторые позитивные подвижки" есть. "Наши озабоченности услышаны американской стороной сначала на мартовской встрече в формате "два плюс два" (министры обороны и главы внешнеполитических ведомств), а потом и сегодня, в разговоре с президентом Бушем, нам был предложен набор мер, мер доверия и транспарентности в сфере противоракетной обороны", - сказал Путин.
По его мнению, Буш настроен серьезно и искренне хочет решать проблему ПРО. "Мы такой настрой всячески поддерживаем", - сказал президент России.
США ПОНИМАЮТ, НО НАСТАИВАЮТ
Джордж Буш заявил, что понимает озабоченность Москвы американскими планами по ПРО. "Нам еще много предстоит сделать, чтобы убедить российскую сторону в том, что эта система (ПРО) не направлена против России", - сказал он.
Буш заявил в Сочи, что элементы американской системы ПРО в Европе предназначены для защиты от единичных, а не от массовых запусков ракет.
"Я считаю, что это оборонительная, не наступательная система. Эта система направлена против возможности единственного или двойного пуска ракеты, чтобы защитить нас. Она не направлена на то, чтобы сдерживать Россию", - сказал Буш, добавив, что Россия - не враг, а страна, "с которой нужно работать".
АЛЬТЕРНАТИВА
Еще на предыдущих саммитах президент России предложил в качестве альтернативы американской ПРО совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане, а также создание системы реагирования на потенциальные ракетные угрозы, в которой Россия, США и Европа участвовали бы как равноправные партнеры.
"Что может убедить Россию в том, что эта система (ПРО) не направлена против нашей страны? Отмечу несколько элементов: самое лучшее - это совместная работа над глобальной ПРО с равным, демократическим доступом к ее управлению", - заявил в воскресенье Путин.
По его словам, если сторонам удастся выйти на такую совместную работу с равным демократическим доступом, то это будет самой лучшей гарантией безопасности для всех.
"Если этого пока сделать не удается, то мы будем настаивать на том, чтобы система транспарентности, система мер контроля была очевидной, объективной и проводилась в постоянном режиме как техническими средствами, так и с помощью личного наблюдения экспертов, которые должны присутствовать на этих объектах", - сказал президент России.
Он отметил, что адекватные меры доверия и транспарентности могут быть найдены и будут важными и полезными в решении вопросов подобного рода.
НАСЛЕДСТВО
Однако работать над такой системой предстоит уже новым президентам России и США.
"Россия и США хотят создать систему для того, чтобы реагировать на потенциальные ракетные угрозы и чтобы Европа и США участвовали в этом, как равные партнеры. Это очень важное стратегическое видение", - заявил американский президент.
"И именно на это опираемся, на это видение", - добавил Буш.
Он отметил, что стороны будут работать над тем, чтобы перенести это на бумагу. Однако заниматься этим "очень важным вопросом", добавил Буш, предстоит уже "новым администрациям (президентов) и в России, и в США".
В Сочи Буш встретился и с избранным президентом РФ Дмитрием Медведевым. "Российско-американские отношения являются ключевым фактором безопасности в мире, - сказал Медведев. - И после вступления в должность (президента РФ) мне хотелось бы сделать так, чтобы наши отношения развивались и дальше без остановок".
Буш выразил надежду, что с Медведевым они будут "хорошо работать".
Следующая встреча Медведева и Буша состоится в июле на саммите "большой восьмерки" в Японии.
ОЦЕНКА РАБОТЫ
Несмотря на серьезные разногласия по ряду вопросов, и Путин, и Буш положительно оценили восемь лет работы со времени их первой встречи в Любляне в 2001 году.
"Думаю, Джордж согласится со мной, что этот диалог в целом является положительным", - сказал Путин.
"Очень важно находить возможность вести себя дружески даже там, где стороны не соглашаются. И нам во многом это удалось. Спасибо Вам также за Вашу открытость, это были очень хорошие отношения", - ответил ему президент США.