МОСКВА, 4 апр - РИА Новости. Госдума на заседании в пятницу рассмотрит в третьем, окончательном, чтении законопроект, не позволяющий выносить на федеральные референдумы вопросы, которые противоречат конституции, и подменять референдумом функции государственных, в том числе избранных на голосовании, органов власти.
Согласно документу, на референдум не смогут выноситься вопросы, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, в том числе о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, а также выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, вопроса ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы, вопроса войны и мира, отмечается в пояснительных документах к законопроекту.
Законопроект был разработан для исполнения решения Конституционного суда от 21 марта 2007 года, который определил, что "запрет на вынесение на референдум вопросов о принятии и об изменении федерального бюджета вытекает непосредственно из положений Конституции Российской Федерации", говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Таким образом, отсутствие такого запрета может привести к подмене референдумом закрепленного в конституции механизма принятия бюджета исключительно Федеральным Собранием, отмечается в пояснительной записке.
В ней говорится, что предлагаемые изменения не позволят выносить на референдум вопросы, требующие принятия федерального конституционного или федерального закона в установленном конституцией РФ порядке.
"Референдум РФ не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции РФ, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина", - говорится в тексте законопроекта.
Закон даст ЦИК РФ четкие критерии для рассмотрения допустимости проведения референдума по поставленным заявителями вопросам.
Один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев полагает, что референдум не должен подменять функции госорганов, прописанные в конституции РФ, например по разработке бюджета.
По его словам, в конституции, которая была принята на референдуме, уже определены некоторые полномочия органов госвласти, и эти полномочия не может подменять собой референдум.
Таким образом, такие вопросы, как формирования госбюджета, не могут быть предметом голосования на референдуме, поскольку эти полномочия уже были делегированы на референдуме правительству и Госдуме.
В свою очередь председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин считает, что референдум не может подменять собой работу институтов представительной демократии, в том числе заменять функции избранного парламента.
Он также обратил внимание на то, что в 2005 году Парламентская ассамблея Совета Европы в своих рекомендациях отметила, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, и референдумы при этом не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии.