60 лет назад (1948) родился Валентин Иванович Дикуль, артист цирка, создатель методики реабилитации больных со спинномозговыми травмами
Валентин Дикуль родился 3 апреля 1948 года в Каунасе. Отец погиб от пули бандита. Вслед за ним умерла и мать. Мальчик попал в детский дом, где увлекся акробатикой, борьбой, тяжелой атлетикой, культуризмом. Начав выступления в цирке как воздушный акробат, в 1962 году рухнул с 13-метровой высоты (лопнула стальная перекладина). У него было более 10 переломов, включая перелом спинного мозга, который полностью парализовал ноги. Диагноз докторов был такой: «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма. Валентин Дикуль проведет оставшуюся часть жизни в инвалидной коляске». Через восемь месяцев Дикуля, инвалида 1-й группы, выписали из больницы. А он прямо на коляске отправился во Дворец культуры профсоюзов и попросил у директора разрешение вести цирковую студию. И получил добро. А раз цирк рядом, значит, жизнь продолжается. Если до трагедии была цель - попасть в цирк, то теперь - заново, во что бы то ни стало, научиться ходить и вернуться на арену. Начались долгие упорные тренировки с помощью разработанных им самим методик и приспособлений. Через шесть лет после травмы Дикуль родился заново. Он вернулся в большой цирк, но уже не воздушным акробатом, а силовым жонглером. Его первым номером после травмы был «акробатический мотоциклист». Когда врачи узнали, что он не только пошел, но и даже вернулся в цирк, они не поверили. Но люди, прикованные к инвалидному креслу, - поверили и стали приходить к нему на консультацию. Каждый день Валентин Дикуль три-четыре часа работал со своими пациентами, работал в промежутках между представлениями, поздно ночью после работы, иногда в гостиницах во время гастролей. 25 ноября 1988 года Валентин Иванович Дикуль был утвержден в должности директора Всесоюзного центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича. Центра тогда еще не было - его построили чуть позже в Останкинском парке, напротив телецентра. Дикуль преподает свою уникальную систему более 20-ти лет. Он знает, что возможно заставить мускулы вспомнить движения и обучать поврежденные мускулы так, чтобы они смогли вновь смогли стать действующими. Дикуль готовит специальное оборудование для каждого пациента. Он говорит: «Я могу сказать вам, как делать упражнения, но без вашего желания мои слова не принесут успеха. Даже если мое оборудование было бы из золота, вы никогда не будете идти, если у вас нет уверенности. Вы должны работать с той же самой преданностью, дисциплиной, и будет сила каждый день, много лет, если необходимо. Только тогда вы скажете «Я сделал это, я могу идти!». Валентин Дикуль - народный артист России, академик Международной академии информатизации, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, доктор биологических наук, доктор философии Бельгийской академии наук, профессор, член Паралимпийского комитета России, член Попечительного совета Международного клуба рекордсменов «Интерстронг». За вклад в развитие медицины награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями и грамотами правительства СССР и России.
225 лет назад (1783) родился Вашингтон Ирвинг, американский писатель, один из создателей жанра романтического рассказа
Вашингтон Ирвинг - прозаик, новеллист, очеркист, по сути, первый писатель Нового Света, завоевавший признание в Европе. Родился 3 апреля 1783 года. Происходил из состоятельной семьи купца, получил юридическое образование. Человек энергичный, разносторонний и трудолюбивый, перепробовал в молодые годы ряд профессий: был журналистом, издателем, редактором, представителем торговой фирмы в Лондоне. Семнадцать лет прожил в Европе, был знаком с Вальтером Скоттом и Чарльзом Диккенсом. Работал дипломатом в различных американских представительствах во многих европейских странах. До глубокой старости оставался неутомимым путешественником. Лишь после 1818 года стал профессионально заниматься литературой. Трудился в разных жанрах, написал исторические книги о Колумбе, Магомете. Известность к нему пришла после публикации пародийно-сатирической «Истории Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии», написанной якобы от имени ученого историка Дидриха Никербокера, чудаковатого, симпатичного джентльмена, неожиданно исчезнувшего, но оставившего после себя сундучок с рукописями. Образ Никербокера - художественное открытие Ирвинга , а сама его книга - яркий образец литературной мистификации. Как считают некоторые литературные исследователи, «История Нью-Йорка...» была использована А.С.Пушкиным при работе над «Историей села Горюхина». По мнению Анны Ахматовой, именно сюжет «Легенды об арабском звездочете» Ирвинга послужил источником для создания Пушкиным «Сказки о Золотом петушке». В 1820-е годы вместе с Фенимором Купером Вашингтон Ирвинг становится приверженцем романтизма на раннем его этапе. Он стоит у истоков американской романтической новеллы, о чем свидетельствуют сборники «Книга эскизов», Брейсбридж Холл», «Рассказы путешественников», «Альгамбра». Именно он заложил основы того прозаического жанра, который в США стал называться «шорт стори» - короткий рассказ. При этом Ирвинг использовал собственные географические познания: действие в его новеллах происходит в Германии, Италии, Англии, Испании. Но особенно популярны его «американские» новеллы: « Легенда сонной долины», «Дольф Хейлигер» и «Рип Ван Винкль». Имя этого героя, простодушного янки, проспавшего двадцать лет и потому неспособного понять происшедшие исторические перемены, давно стало нарицательным. Умер Вашингтон Ирвинг 28 ноября 1859 года.
105 лет назад (1903) родился Вадим Алексеевич Козин, эстрадный певец, композитор
Вадим Козин родился 3 апреля 1903 года в Санкт-Петербурге. Внук известной русской певицы Варвары Паниной. Выступать начал с середины 1920-х годов. Пел в комическом хоре Чарова. Затем непродолжительное время работал тапером в кинотеатре Народного дома (Ленинград), там же впервые выступил в дивертисменте с Песней о старосте. Пел в сборных концертах в кинотеатрах «Гигант», «Капитолий», «Колосс». В конце 1920-х годов начал сольные выступления, исполнял известные романсы «Калитка», «Утро туманное», «Мой костер» и вскоре приобрел большую популярность. В конце 1930-х годов включает в свой репертуар несколько произведений советских композиторов: «Шел отряд» А.Волкова, «Ковыль» С.Заславского и др. В годы Великой Отечественной войны выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения певцу выделили специальный вагон для поездок. Пластинки с записями Козина попадали в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 году он представил новую программу, в которую вошла написанная им песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими...»). В начале декабря 1943 года вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер выступал в концерте, организованном для участников Тегеранской конференции. Награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1945 года Вадима Козина арестовали и приговорили к восьми годам лишения свободы. Был освобожден досрочно в 1950 году за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной певцу управлением лагерей, запись в графе «по какой статье осужден» отсутствует. В конце 1950-х годов Козин возобновил гастрольные поездки по стране, написал новые песни на стихи советских поэтов «Люди, остановите смерть!» (Л.Ошанин), «Моя Россия» (Н.Браун), «Я ненавижу в людях ложь!», «Не бередите ран» (А.Дементьев). 1960-е годы певец посвятил поиску новых выразительных средств в жанре романса и лирической песни. В произведениях, написанных им в этот период, преобладает элегичность, речитатив, мелодекламация. Наиболее известные - «Не стращай меня горькой судьбиной» (А.Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н.Гумилев), «Не буди воспоминаний» (К.Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е.Евтушенко). За свою жизнь Вадим Козин создал около 300 песен. Одна из самых известных - танго «Осень» (Осень, прозрачное утро...) была написана в 1939 году в рамках мини-цикла «Времена года». Практически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. Грампласттрест выпустил более 50 пластинок Козина, однако до середины 1980-х годов их переиздание в СССР было официально запрещено. В 1985 году фирма «Мелодия» выпустила первый диск-гигант, в который вошли многие известные песни: «Осень», «Прощай, мой табор», «Дружба», «Маша». Скончался Вадим Алексеевич Козин 19 декабря 1994 года в Магадане.
71 год назад (1937) родился Марк Григорьевич Розовский, драматург, прозаик, народный артист России
Марк Розовский родился в городе Петропавловске-Камчатском. В 1955 году, после окончания школы, поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1960 году. С 1958 года - художественный руководитель популярного студенческого театра Московского университета «Наш дом». В 1964 году окончил Высшие сценарные курсы. В 1960-е годы работал на радио, в журнале «Юность», в «Литературной газете». В 1970 году создал театр при Государственном литературном музее. В 1974 году работал главным режиссером Московского государственного мюзик-холла. В 1983 году организовал театр «У Никитских ворот», художественным руководителем которого является по сей день. Автор сценариев фильмов «Семь нот в тишине», трехсерийного телевизионного «Д`Артаньян и три мушкетера», «Страсти по Владимиру», «Наш Художественный» (к 100-летию МХАТ). Осуществлял постановки в МХАТ, Большом Драматическом театре в Ленинграде, Рижском театре русской драмы, Театре оперы и балета имени Кирова, Академическом театре имени А.С.Пушкина, Театре имени Ленсовета в Ленинграде, Государственном театре кукол имени С.В. Образцова, театре Польском в Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». Автор пьес «Красный уголок», «Концерт Высоцкого в НИИ», «Раздевалка», «Триумфальная площадь», «Черный квадрат», а также многочисленных инсценировок. М.Розовский - единственный российский драматург и композитор, чей мюзикл «Страйдер», или «История лошади», исполнялся на Бродвее - на сцене театра Хелен Хейс (1979). Эта пьеса обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном театре в Лондоне, Статстеатре в Стокгольме, Королевском театре в Копенгагене, в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Австрии - всего в 30 странах. Пьеса Розовского «Кафка. Отец и сын» по произведениям Франца Кафки шла в театрах «Ла Мама» (Нью-Йорк), «Красный уголок» - в Бонне и Дюссельдорфе. Автор пяти книг о театре - «Режиссер зрелища», «Самоотдача», «Превращение», «Театр из ничего», «Чтение «Дяди Вани», а также более двухсот публикаций в периодической печати (рассказы, рецензии, статьи). Марк Розовский ведет курс в Институте русского театра, в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Заслуженный деятель искусств России.
42 года назад (1966) на селеноцентрическую орбиту выведен первый в мире искусственный спутник Луны (ИСЛ) - советская автоматическая межпланетная станция «Луна-10»
ИСЛ запущен 31 марта 1966 года ракетой-носителем «Протон», выведен на окололунную орбиту 3 апреля. На автоматической межпланетной станции имелась научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения радиационной обстановки вблизи Луны, аппаратура для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации электромагнитного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. ИСЛ «Луна-10» активно существовал 56 суток, совершив 460 оборотов вокруг Луны. Проведено 219 сеансов радиосвязи, получены информация о гравитационном и магнитном полях Луны, магнитном шлейфе Земли, косвенные данные о химическом составе и радиоактивности поверхностных пород Луны.