Рейтинг@Mail.ru
Поставки вооружений из России в Китай: начало конца - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поставки вооружений из России в Китай: начало конца

Читать ria.ru в
Дзен
Со времен распада СССР более 90% китайского импорта основных видов обычных вооружений приходилось на долю Российской Федерации (эти поставки составляли 39% российского экспорта таких вооружений). Однако, как видно из онлайновой Базы данных SIPRI о торговле вооружениями, в прошлом году объем основных видов обычных вооружений, приобретенных Китаем у России, сократился на 63%, до самого низкого уровня за весь период после 1998 г.

Пол Холтом, Стокгольмский международный институт по изучению проблем мира.

Со времен распада СССР более 90% китайского импорта основных видов обычных вооружений приходилось на долю Российской Федерации (эти поставки составляли 39% российского экспорта таких вооружений). Однако, как видно из онлайновой Базы данных SIPRI о торговле вооружениями, - она была обновлена 31 марта 2008 г., и содержит информацию о заказах и выполненных поставках за 2007 г. - в прошлом году объем основных видов обычных вооружений, приобретенных Китаем у России, сократился на 63%, до самого низкого уровня за весь период после 1998 г. Это способствовало общему сокращению российского экспорта вооружений в 2007 г. на 29% по сравнению с предыдущим годом. Более того, Китай не разместил в России новых заказов на дорогостоящие виды вооружений, например, корабли или новейшие боевые самолеты.

Из Базы данных SIPRI явствует, что Россия с 1992 г. поставляет основные виды обычных вооружений 70 с лишним государствам и иным конечным пользователям. На ее долю пришлось 19% общемирового объема торговли оружием: в результате за указанный период Россия стала вторым по величине экспортером вооружений в мире (после США). В 1999-2006 гг. SIPRI фиксировал постоянный рост российского экспорта основных видов обычных вооружений, что привело к увеличению ее доли в общемировом экспорте военной продукции до 26%. В основном это увеличение связано с китайскими и индийскими заказами. В начале 21 века указанные две страны закупали в России ряд важнейших видов обычных вооружений - подлодки, авианосцы, ударные и транспортные самолеты дальнего радиуса действия, самолеты-заправщики, а также ракеты «поверхность-поверхность» корабельного базирования, закрепляя таким образом свой статус региональных великих держав и наращивая потенциал для применения вооруженных сил за пределами собственных границ. В 2007 г. Китай оставался крупнейшим импортером российских вооружений - на его долю приходилось 26% от общего объема поставок (против 54% в 2006 г.). Индия, однако, отстала ненамного - она приобрела 20% экспортируемых Россией вооружений (увеличив свою долю с 15% в 2006 г.).

Годовые показатели торговли вооружениями порой резко колеблются, поскольку поставка кораблей и современных боевых самолетов может резко увеличить общую сумму экспорта за конкретный год. К примеру, анализируя снижение российского экспорта в прошлом году на 63% по сравнению с 2006 г., необходимо сопоставить виды оружия, поставленные в Китай за этот период. В 2006-2007 гг. Россия передала Пекину 12 вертолетов Ми-17, РЛС для строящихся в Китае фрегатов и эсминцев, двигатели для боевых самолетов (опять же строящихся в Китае), ряд моделей ракет «воздух-воздух», зенитных, противотанковых и противокорабельных ракет. По оценкам, в 2006 г. в состав китайских вооруженных сил вошло 17 боевых самолетов J-11, собранных из готовых комплектов истребителей Су-27СК (в 2007 г. - на вооружение было принято 11 самолетов J-11). Однако различие показателей за два указанных года обусловлено в первую очередь тем, что в 2006 г. Китай получил эсминец типа «Современный» и две подлодки класса Kilo, а в 2007 г. корабли в эту страну не поставлялись.

Само по себе существенное снижение поставок в 2007 г. не следует рассматривать как признак значительных изменений в отношениях между экспортером - Россией и импортером - Китаем. Есть основания полагать, что большее значение с точки зрения будущего этих отношений имеет тот факт, что в 2007 г. не состоялось ни одного заседания китайско-российской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) (обычно они происходят два раза в год), и новых заказов на корабли и боевые самолеты Китай в России не размещал. Отсутствие крупных заказов, возможно, вызвано стремлением Китая развивать собственную военную промышленность, недовольством в связи с задержками в выполнении ранее оговоренных поставок, или претензиями к качеству российских вооружений, полученных за последние годы. Несмотря на эти проблемы, Пекин, по слухам, проявляет интерес к предложению российской стороны о поставке палубных боевых самолетов Су-33 и Су-35 для китайских авианосцев. Однако, как сообщается, в самом российском руководстве существуют разногласия по поводу удовлетворения заявок Китая на приобретение современных видов вооружений. Есть опасения, что Китай закупит лишь небольшие партии таких систем с целью последующего «копирования».

Подобный прецедент уже существует - я имею в виду историю с боевым самолетом Су-27СК/J-11. В 1996 г. Китай заявил о намерении закупить около 200 комплектов для сборки Су-27СК в рамках программы создания самолета  J-11. В 2004 г., однако, Пекин сообщил, что с использованием комплектов Су-27СК будет собрано лишь около сотни  J-11, поскольку все больше компонентов для этого самолета уже изготавливается на китайских заводах. В 2007 г. были продемонстрированы первые прототипы модели J-11B, которые чрезвычайно напоминают Су-27СМК, но, как сообщаются, на 90% состоят из компонентов, произведенных в Китае. По некоторым данным, J-11B будут оснащаться китайскими системами вооружений и собственным двигателем WS-10A. Хотя китайская сторона, судя по всему, аннулировала соглашение о совместной разработке проекта J-11, российские официальные круга пока не осудили этот шаг публично. Однако действия китайцев, возможно, позволяют объяснить причины подписания в октябре 2007 г. российско-индийского соглашения о совместной разработке и производстве боевого самолета пятого поколения. Хотя реализацию аналогичного совместного проекта Москва обсуждала и с Пекином, подписанное в октябре соглашение усиливает впечатление о том, что Россия предпочитает передавать некоторые из своих самых современных систем вооружений, и даже технологий Индии, а не Китаю.

В сочетании с перечисленными основополагающими факторами снижение объемов поставок и заказов позволяет предположить, что российский экспорт оружия в Китай будет сокращаться и в дальнейшем. Такое развитие событий прогнозировалось уже какое-то время тому назад, и в последние годы «Рособоронэкспорт» и российские официальные круги в целом приложили немало усилий, чтобы обеспечить стране альтернативные заказы.  В конце декабря 2007 г. глава российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявил, что имеющийся у России портфель заказов на вооружения и военное оборудование составляет 32 миллиарда долларов, в том числе благодаря крупным контрактам, подписанным в последние годы с Алжиром, Индонезией и Венесуэлой. Время покажет, смогут ли заказы этих стран компенсировать сокращение экспорта в Китай.

С Базой данных SIPRI можно бесплатно ознакомиться на сайте: http://armstrade.sipri.org

Ряд основных видов обычных вооружений, поставленных Россией Китаю в 1992-2007 гг.

Название

Вид обычных вооружений

Год получения заказа и сроки поставок

Количество заказанных единиц

Количество поставленных единиц

Су-27СК

Боевой самолет

1992-2002

54

54

Су-27СК/

J-11*

Боевой самолет

1996-2007

200

105

Су-30МК

Боевой самолет

1999-2004

100

100

Ил-76М

Транспортный самолет

1992 -

44

10 в 1993 г.

Ил-78М

Самолет-заправщик

2005 -

4

0

Ми-17

вертолет

1996-2007

109

109

Ка-28ПЛ

вертолет

1996-2000

10

10

С-300ПМУ-1

ЗРК

1993-2004

(8)

(8)

С-300ПМУ-2

ЗРК

2004 -

16

(10)

Тор-М1

Мобильный ЗРК

1997-2000

(35)

(35)

«Современный»

эсминец

1996-2006

4

4

Kilo/Проект-877Э

подлодка

1993-1995

2

2

Kilo/ПРоект-877Э

подлодка

1993-2006

10

10

* Контракт на производство по лицензии 200 боевых самолетов Су-27СК из готовых комплектов был подписан в 1996 г. В Китае самолет получил обозначение J-11. После поставки 105 Су-27СК Китай отменил заказ на оставшиеся 95 комплектов.

(...) Цифры в скобках означают, что данные носят оценочный характер.

Источник: SIPRI Arms Transfers Database, http://armstrade.sipri.org/

Мнение автора может не совпадать с позицией РИА Новости.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала