Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
По словам руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова, в ближайший месяц российский Совет безопасности рассмотрит программу отечественной космической деятельности на 20 лет.
Как и раньше, основной нашей задачей на «больших высотах» остается «сохранение лидирующего положения ведущей космической державы». Прежним остается и метод реализации этой задачи: разработка многолетней программы космических полетов с акцентом на лунные и марсианские экспедиции.
Однако кое-что изменилось. И это «кое-что» дорогого стоит. Изменился сам подход к лунной теме, которая, если можно так выразиться, стала более правдоподобно-земной.
Еще год назад Роскосмос, казалось, наряду с НАСА прочно увяз в идее покорить Луну. Причем во весь голос зазвучала старая песня о лидерстве и, в случае проигрыша в очередной лунной гонке, растоптанной национальной гордости. И уж, само собой, на все лады пересказывалось суждение о том, что отставание от американцев - смерти подобно.
К концу прошлого лета дошло до того, что нам всерьез светил пересмотр с таким трудом сверстанной Федеральной космической программы (ФКП) 2006-2015, и разворот ее в сторону межпланетных полетов. Мало того, в наше сознание со все возрастающим упорством внедрялась мысль о готовности отечественной космонавтики (во всяком случае, с технической точки зрения) лететь куда угодно хоть сегодня.
В сотый раз говорить о пагубности таких мыслей, равно как и втягивании в соревновательный процесс с Соединенными Штатами при соотношении космических бюджетов 1:14, смысла нет.
Сегодня ФКП оставили в покое, а в ее рамках будут вестись работы по организации исследований, в частности, Луны с помощью автоматических аппаратов. Например, наследника легендарного «любимого лунного трактора», лунохода «Карат», разрабатываемого по программе «Луна-Глоб». «Что касается межпланетных проектов,- читаем мы в статье Анатолия Перминова, опубликованной в середине марта в газете «Известия», - планируем начать работу по луноходу с реализацией в 2012-2015 годы, по развертыванию автоматической лунной базы - в 2016-2020 годы».
В то же время, несмотря на вовремя скорректированный курс и отказ от шапкозакидательской политики, принципиальным остается задаваемый всеми и на всех континентах вопрос: «Зачем нам это надо».
По всей видимости, универсального ответа просто не существует. Все зависит от технической оснащенности и материального обеспечения. Поэтому правильно поставленная задача в соответствии с нашими современными возможностями - залог ее успешной реализации.
Что касается Луны, то одной из главных причин ее колонизации называется гелий-3 - редкий изотоп, необходимый для обеспечения управляемой термоядерной реакции, которую, в свою очередь, уже ни один десяток лет безуспешно пытаются осуществить на Земле. Считается, что огромные лунные запасы гелия позволят совершить энергетическую революцию, и раз и навсегда решить проблему топлива в мировом масштабе.
Теоретически - так оно и есть. Однако ориентировать лунные исследования на добычу полезных ископаемых сегодня вряд ли целесообразно. Дело в том, что, действительно, анализ грунта, доставленный на Землю советскими станциями «Луна» и американскими кораблями «Аполлон», показал, что гелия в нем по земным меркам очень много - 0,01 г на тонну. Однако никаких гелиевых озер не Луне нет, и он достаточно равномерно распределен по всему поверхностному слою.
Если представить, что термоядерный синтез уже осуществлен, то годовая потребность планеты в гелии сегодня - около 100 т. Для переброски этого груза потребуется всего несколько рейсов современных кораблей «Спейс Шаттл». Но для этого придется переработать миллиард тонн лунного грунта далеко не в земных условиях. Кроме того, до «энергетической революции» еще десятки лет и миллиарды долларов. Так что реализация соблазнительной идеи лунного старательства пусть останется нашим потомкам.
Тем более, что и сегодня есть чем заняться на естественном спутнике. Луна - уникальный форпост для исследования Вселенной с точки зрения ее влияния на условия жизни на Земле. В наши дни уже мало кто сомневается в том, что антропогенные воздействия - ничто по сравнению с космическими, которые и определяют так нас пугающие глобальные изменения земных условий.
Между прочим, американцы уже перестали кричать о преимуществах межпланетных орбитальных пилотируемых полетов, а под шумок вернулись к давно выдвинутой астрофизиками идее разместить в 20-х годах на обратной стороне Луны радиотелескопы для расширения представлений о Вселенной. Мощный помеховый фон чувствительно снижает возможности работы подобной аппаратуры с земной поверхности.
Уверен, что и «в портфеле» Роскосмоса есть нечто подобное, и он расскажет об этом на предстоящем Совете безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции