Рейтинг@Mail.ru
Иран атакует ШОС - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран атакует ШОС

Читать ria.ru в
Дзен
А именно, Тегеран более не намерен довольствоваться статусом наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества. Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в ходе недавнего (24 марта) визита в Таджикистан довел до сведения журналистов, что Иран подал в секретариат ШОС официальную заявку о вступлении в организацию в качестве её полноправного члена.

Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.

Судя по всему, Тегеран решился на штурм Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). К  этому его вынуждают обстоятельства.

А именно, Тегеран более не намерен довольствоваться статусом наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества.   Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в ходе недавнего (24 марта) визита в Таджикистан довел до сведения журналистов, что Иран подал в секретариат ШОС официальную заявку о вступлении в организацию в качестве её полноправного члена. Как подчеркнул при этом иранский министр, Таджикистан «поддерживает» Иран в этом вопросе.

Иран уже не первый год рвется в ШОС, в которой он наряду с Индией, Монголией и Пакистаном всё еще представлен в качестве наблюдателя. Впрочем, по большому счету, если исходить из экономической активности и целесообразности, у Ирана есть все основания быть  полноправным членом организации, точно таким же, как Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

На сегодняшний день Иран выступает одним из ключевых экономических  игроков именно в зоне естественных интересов ШОС -   в регионе так называемой Большой Центральной Азии (БЦА), который сейчас успешно осваивают США к явному неудовольствию Москвы. 

Заслуги Ирана в этом регионе более чем заметны. Достаточно назвать строительство в Таджикистане двух туннелей, двух крупнейших в регионе Сангтудинской и Шурабской ГЭС. Душанбе отдал предпочтение Ирану и в стратегическом региональном проекте - строительстве железной дороги, которая  соединит Таджикистан, Афганистан (наконец-то!) и Иран. Ирану доверено и создание в Таджикистане свободных экономических зон.        

Не менее активно Иран старается проникнуть на рынки других центральноазиатских республик, в частности Киргизии и Туркмении.  Но особо следует отметить Афганистан. Именно к нему США пытаются привязать все центральноазиатские республики (примерно так строится вся концепция БЦА), оторвав их из-под влияния Москвы.  И именно к Афганистану Москва подбирает ключи, чтобы втащить его в ШОС, но  пока не очень успешно. И именно в Афганистане Иран присутствует и экономически, и культурно, и политически, и традиционно больше  всех других участников Шанхайской организации сотрудничества.

Естественный вопрос, за какие же грехи Иран не пускают в Шанхайский клуб?  Ответ (кроме процедурной стороны дела, которая весьма запутана) очевиден: виной всему иранское ядерное досье. 

На последнем саммите ШОС в августе прошлого года в Бишкеке замглавы российского МИДа Александр Лосюков, озвучивая итого первого дня работы саммита, заявил, что члены ШОС «пришли к общему пониманию о целесообразности сохранения в настоящее время моратория на расширение организации». Стоит ли объяснять, что заявленное «общее понимание» было адресовано в том числе и Ирану.

Тегеран - признанный мастер «тихих» ходов. Ход с официальной заявкой на вступление - не исключение. Для Москвы и Пекина (основного противника Ирана в ШОС), главных устроителей и блюстителей канонов организации, эта иранская инициатива теперь безусловная головная боль. Ведь на официальную заявку необходим официальный ответ.

Ведь одно дело, когда эксперт дает диагноз, что ШОС не захочет конфронтации с США и Европой, поэтому перед вступлением Иран должен будет окончательно решить вопросы и с МАГАТЭ, и с Западом. Другое -  когда то же самое нужно будет сказать главам государств-участников ШОС на очередном саммите в Душанбе в конце лета.

Скорее всего, Иран не сумеет за это время закрыть все оставшиеся у МАГАТЭ вопросы  к его ядерной программе. Хотя их осталось совсем немного - всего лишь один - два, но они принципиальны. Речь идет о привлечении  ряда физических лиц из числа иранских физиков-ядерщиков в качестве свидетелей, на чем настаивает  МАГАТЭ. Судя по всему, свидетелям есть о чем рассказать, и поэтому пока незаметно, что Иран готов удовлетворить требования МАГАТЭ.

В свою очередь Вашингтон уже дает понять, что в случае невыполнения Ираном требований резолюции СБ ООН и при наличии оставшихся вопросов МАГАТЭ к его ядерной программе, фактической международной изоляции ему не избежать.  

Другими словами, роман внутри любовного треугольника Иран-МАГАТЭ-СБ ООН близится к завершению, и всё еще с непредсказуемым финалом. 

Понятно, что участие Ирана в ШОС на полноправной основе дает ему определенные шансы на выживание. Как экономическое, так и политическое. Можно надеяться, например, что США и Европа не пойдут на конфронтацию с ШОС только  из-за отказа Ирана свернуть программу по обогащению урана.

Но чтобы эти надежды Ирана оправдались, необходимо  Москве и Пекину договориться между собой о снятии  моратория на расширение состава участников клуба. Такой вариант если и возможен, то  при множестве других взаимных уступок. В частности, Пекин может поставить вопрос о членстве  своего протеже Пакистана, а Москва - предложить Тегерану варианты совместного контроля над обогащением урана. 

В общем, как говорят в подобных случаях -  «торг возможен».  Не случайно, очевидно, все заинтересованные стороны, комментируя заявку Ирана,  ограничиваются пока общими фразами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала