529 лет назад (1479) родился Василий III, великий князь владимирский и московский, государь всея Руси
Василий III - великий князь владимирский и московский с 1505 года , сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог - племянницы последнего византийского императора. Женат был дважды: на Соломонии Сабуровой (1505) и Елене Глинской (1526). От первого брака детей не имел. От второго родился сын, будущий царь Иван Грозный. Василий III энергично боролся за централизацию государства; при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли: в 1510 году - Псков, в 1513 году - Волоцкий удел, около 1521 года - Рязанское, в 1522 году - Новгород-Северское княжества. Во внутренней политике Василий III опирался на церковь, поддержавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией. Отличался жесткостью: в 1521 году за отказ участвовать в борьбе с удельным князем Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояре князья В.В.Шуйский, И.М.Воротынский и другие. В 1525 году за выступление против политики великого князя был казнен И.Н.Берсень-Беклемишев, осуждены Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению политических привилегий княжеско-боярской аристократии. Василий III начал подготовку денежной реформы, которая, по его мнению, должна была содействовать установлению единой денежной системы в стране. Во внешней политике Василий III боролся за воссоединение русских земель на западе и юго-западе, а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате русско-литовских войн 1507-1508, 1512-1522 годов к России был присоединен Смоленск (1514). В княжение Василия III большое развитие получила общерусская культура. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 года, успев постричься в агонии под именем Варлаама.
257 лет назад (1751) родился Пьетро Гонзаго, итальянский художник, с 1792 года работал в России
Пьетро Гонзаго родился 25 марта 1751 года в Лонгароне близ Венеции в семье мастера декоративной живописи. В Венеции изучал перспективу у А.Визентини и декоративную живопись у Дж.Моретти; испытал глубокое влияние венецианских пейзажистов и декораторов - А.Каналетто, К.Бибиены и Дж.Б.Тьеполо. Большое воздействие на Гонзаго оказала также архитектурная графика Дж.Б.Пиранези. С 1772 года занимался у художников-сценографов братьев Галлиари в Милане. В 1779-1792 годах работал в театрах Милана («Ла Скала»), Рима, Пармы, Венеции. Приглашенный русским послом князем Н.Б.Юсуповым, в 1792 году приехал в Петербург, став декоратором императорских театров. Выступил как подлинный реформатор русской сцены, применив приемы барокко с невиданной еще здесь последовательностью и маэстрией. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников не только бравурной живописностью, но и удивительным правдоподобием своих пространственных эффектов. Оформлял спектакли в театрах Петербурга (Эрмитажном, Большом, или Каменном, Малом и др.), Гатчины, Павловска, Петергофа, в Петровском (Медокса) театре в Москве. В 1817 году написал 12 перемен декораций для театра, открытого в 1818 году в Архангельском (подмосковной усадьбе Юсуповых), а также зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками (музей в Архангельском). Теоретически обобщил свой опыт в ряде сочинений («Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора», «Музыка для глаз и театральная оптика», «О чувстве, о вкусе и о прекрасном»), частично изданных в 1807 году в Петербурге. Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, активно участвуя с 1792 года в планировке Английского парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив (Белая береза, Парадное поле). По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру (в основном утраченные во время второй мировой войны, росписи эти были частично восстановлены в т.н. «галерее Гонзаго», убранство которой восходит к 1822-1823 годам). По ходу своей деятельности обучил немало русских и иностранных художников и механиков сцены. Уволенный со службы в императорских театрах в 1828 году, продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске. Умер Гонзаго в Петербурге 6 августа 1831 года.
165 лет назад (1843) в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой
Пешеходный тоннель связал лево- и правобережный районы Лондона. Тоннель был построен в 1843 году талантливым потомственным инженером Марком Брюнелем. Это - первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году, но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля. Так появился первый подводный путепровод длиной 365 метров, связавший лево- и правобережный районы Лондона. Тоннель под Темзой строился на «городские» деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для лошадиных упряжек, пока не пустили поезда. Этот тоннель используется до сих пор. Он выполнен настолько качественно, что первые крупные ремонтные работы в нем были проведены лишь в 90-х годах ХХ столетия. Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро.
113 лет назад (1895) в Москве основана газета «Русское слово»
Издателем газеты стал И.Д.Сытин, в доме которого на Тверской помещалась редакция газеты. Успех Сытина в создании издательской империи был обусловлен выпуском дешевых, ярко иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта своей продукции через сеть торговцев (офеней) и применением передовой печатной техники, приобретенной на Западе. Сытин сумел наладить выпуск не только книг и брошюр на любой вкус, но и чрезвычайно популярных периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей. Среди них газеты «Правда Божия», «Русское слово», журналы «Вокруг света», «Северное сияние», «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни», детские издания «Пчелка», «Друг детей», «Мирок», а также иллюстрированные приложения к журналу «Вокруг света» - «Журнал приключений», «На суше и на море». В этой массе периодических изданий крупнейшим была газета «Русское слово» - ежедневная газета буржуазно-либерального направления. Выходила в Москве с 1895 по 9 декабря 1917 года. В газете сотрудничали В.М.Дорошевич (с 1902 года - фактический редактор), А.В.Амфитеатров, П.Д.Боборыкин, В.А.Гиляровский, Вас.И.Немирович-Данченко и др. Дорошевич поднял газету на небывалую высоту. Впервые в России была создана газета нового типа - информационная газета, фабрика новостей. Газета имела огромнейший успех. В ней была собрана вся самая свежая и достоверная информация. Все новые события первыми печатались в «Русском слове». Это была первая русская газета, направившая своих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы мира. Дорошевич переустроил «Русское слово» по типу западных газет. Структура газеты состояла из редакции, конторы, которая ведала финансовой и хозяйственной частью, типографии, предназначенной только для печатания «Русского слова», и экспедиции, занимавшейся исключительно распространением газеты. Редакция делилась на два отделения: Московское, руководящее, и Петербургское. Гордостью «Русского слова » была его «провинциальная информация» и многочисленный штат провинциальных корреспондентов газеты. Все происходившее в губерниях отражалось с такой оперативностью, что председатель Совета министров С.Ю.Витте в свое время отозвался о «Русском слове» как о газете, которая обошла по быстроте собирания сведений даже правительство. К началу 1917 года тираж газеты составлял 600-800 тысяч экземпляров. После февральской революции 1917 года газета поддерживала буржуазное Временное правительство, выступала против большевиков. К Октябрьской революции отнеслась враждебно. Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по 6 июля 1918 года выходила под измененными названиями («Новое слово», «Наше слово»). В июле 1918 года была окончательно закрыта.
87 лет назад (1921) родилась Симона Синьоре, французская актриса
Симона Синьоре (фамилия по отцу - Каминкер) родилась в Висбадене (Германия). В юности работала машинисткой, училась на драматических курсах Сикара в Париже. Во французском кино Синьоре с 1941 года. Вначале снималась в массовках, играла маленькие роли (фильмы «Болеро», Идеальная пара»). Первая заметная роль - служанка бара в фильме «Демоны зари» (режиссер - первый муж Симоны Ив Аллегре). Симона Синьоре еще дважды снималась в фильмах Аллегре («Деде из Антверпена» и «Проделки»). Широкую известность ей принесло исполнение роли Мари в фильме режиссера Жака Беккера «Золотая каска» (1952). Исполнение этой роли, проникнутое глубиной и подлинным драматизмом, было отмечено призом британских режиссеров и критиков «Фомина». Наиболее полно драматический талант Симоны Синьоре раскрылся в ролях Терезы Ракен (одноименный фильм Марселя Карне и Элизабет Проктор (фильм «Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера). Тонкое мастерство Синьоре ярко проявилось в роли Элис в фильме английского режиссера Джека Клейтона «Место наверху». За исполнение этой роли актрисе была присуждена первая премия на Международном кинофестивале в Каннах и премия «Оскар» Американской академии киноискусства. Среди значительных работ актрисы - роли в фильмах «Тень и свет», «Смерть в этом саду», «Купе убийц», «Кот», «Вся жизнь впереди». Наряду с кино Синьоре успешно играла в театре. В парижском театре Сары Бернар она 280 раз исполнила роль Элизабет Проктор в «Салемских колдуньях» А.Миллера. Партнером Синьоре в этом спектакле, впервые поставленном в 1954 году, был ее муж Ив Монтан. Симона Синьоре и Ив Монтан, доставляя друг другу немало страданий в совместной жизни, долго радовали зрителей своим истинно драматическим талантом. Во время съемок в США в картине «Займемся любовью» у Монтана начался роман с Мерилин Монро. Синьоре тяжело переживала измену мужа, начала пить, красота постепенно уходила. Последние десять лет жизни Синьоре занималась литературной деятельностью, выступая в печати. Написала книги воспоминаний: «Ностальгия уже не та» и «Будет ли завтра радостным?». Роман «Прощай, Володя» вышел в свет незадолго до смерти актрисы. Она умерла 30 сентября 1985 года. Ее прах покоится на кладбище Пер-Лашез, в той же могиле покоится прах Ива Монтана, пережившего жену на шесть лет.
34 года назад ( 1974) на экраны вышел фильм Василия Шукшина «Калина красная»
Фильм «Калина красная» - это пронзительно грустная история вора по кличке Горе, отбывшего срок и пытавшегося начать новую жизнь, о его любви к девушке, с которой познакомился по переписке, и трагической гибели от рук бандитов. Талантливая, снятая с болезненным надломом картина сценариста, актера и режиссера Василия Шукшина. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени. «Самой сложной задачей в этом фильме было «разрушить», преодолеть сюжет, перевести разговор в иную, более сложную, плоскость. Рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста - рассказать о душе. О том, как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места» - сказал однажды Шукшин. По опросу журнала «Советский экран» «Калина красная» была признана лучшим фильмом 1974 года, а Василий Шукшин - лучшим актером года. Картина стала лидером проката, ее посмотрели 62 миллиона зрителей. В день похорон выдающегося мастера в октябре 1974 года, когда траурная процессия подъезжала к Новодевичьему кладбищу, вдоль всей Пироговской улицы, ведущей к некрополю, стояли люди, которые держали в руках гроздья красной калины.