Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Две непримиримые, казалось бы, палестинские группировки - ФАТХ и ХАМАС - возобновили диалог, и даже подписали договор, который предполагает начать прямые переговоры 5 апреля "на палестинской территории". Посредником между ними выступил Йемен, и добился почти невозможного - после случившихся в июне 2007 года из-за кровавых столкновений, после которых Палестин оказалось, по сути, две. А именно, ХАМАС теперь контролирует сектор Газа, а ФАТХ - Западный берег реки Иордан.
Теперь понятны и некоторые особенности состоявшегося буквально накануне визита главы МИД РФ Сергея Лаврова на Ближний Восток. Хотя сразу же после завершения поездки представлялось, что очень многое из сказанного российским министром в ходе переговоров больше выглядело как новые загадки, отнюдь не прояснявшие ситуацию в регионе.
Напомним, что Лавров накануне визита назвал его главной целью - выяснить готовность и желание региональных лидеров к проведению ближневосточной конференции в Москве. По итогам визита вопрос о том, состоится или нет это мероприятие, и если да, то когда, так и не прояснился. По крайней мере, для широкой общественности.
С одной стороны арабские лидеры, все, с кем вел переговоры Лавров, выражают свое согласие. С другой - израильтяне отказываются. По крайней мере, пока. Так, согласно сообщениям израильских СМИ, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт после переговоров с российским министром заявил, что на данном этапе не видит смысла в очередном посредническом саммите. Мол, израильтяне ведут переговоры с палестинцами напрямую, дополнительная помощь извне им не нужна и толку от конференции в Москве сейчас не будет. Впрочем, открытого «нет» Ольмерт не сказал. Да и Россия никогда не отрицала, а напротив, подчеркивала тот факт, что какие бы усилия не предпринимали международные посредники - как будет продвигаться мирное урегулирование и какими будут окончательные решения, зависит непосредственно от участников конфликта, т.е. палестинцев и израильтян. Эту мысль Лавров повторил и в Тель-Авиве.
В то же время в ходе визита в регион российский министр подчеркнул, что решение о проведение конференции будет принято в ближайшее время. По его словам, Москва пока не рассылала приглашений. Сейчас завершаются консультации в регионе и проводится анализ позиций потенциальных участников встречи. Как видим, слова министра очень осторожны, и это естественно - ситуация в регионе настолько зыбкая, что все может измениться в считанные секунды.
Прежде всего, очень многое зависит от того, помирятся ли друг с другом палестинские движения ФАТХ и ХАМАС и долго ли продлится этот мир. От того, удастся ли им прийти к согласию, как раз и зависит, состоится или нет московская конференция, а также в принципе судьба палестино-израильских переговоров. Россия, в отличие от США, всегда утверждала, что бессмысленно вести переговоры о мире между израильтянами и палестинцами в условиях раскола в рядах последних. Пока, несмотря на то, что оба враждующих движения возобновили диалог и согласились обсудить инициативу президента Йемена по их примирению, успех межпалестинских переговоров не очевиден. Впрочем, Сергея Лаврова порадовал уже сам по себе факт, что диалог между ХАМАС и ФАТХ начался, и что это совпало с его визитом на Ближний Восток.
В Дамаске, сообщив журналистом о своих переговорах с главой политбюро ХАМАС Халедом Машаалем, Лавров подчеркнул, что «необходимость
восстановления единства палестинцев осознает все большее
количество стран... это происходит постепенно, хотя и медленно. Такие настроения мы видим в Европе и других регионах. Это реалистичный, прагматичный и ответственный подход».
Это заявление, пожалуй, было одно из самых значимых из всех, что сделал российских министр в ходе своей поездки на Ближний Восток. О каких именно странах и регионах идет речь, Лавров не уточнил. До сих пор идею примирения ХАМАС и ФАТХ и перспективу их выступления единым фронтом на ближневосточных переговорах отвергали наиболее яро Израиль и США. Израильские политики всячески подчеркивают, что они свои позиции в отношении ХАМАС не изменили. США в последнее время чаще молчат. Однако тот факт, что глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, являющийся одновременно лидером ФАТХ, послал представителей движения на встречу с ХАМАС в Йемен, говорит о многом. До сих пор Аббас отвергал идею переговоров без предварительных условий при полном одобрении и поддержке Вашингтона. Что изменилось? Это тоже один из вопросов, которые пока остаются без ответа.
Так или иначе, пока не будет ясности насчет межпалестинских переговоров, ничего определенного нельзя сказать и о судьбе ближневосточной конференции в Москве.
Но, несмотря на то, что переговоры Сергея Лаврова не внесли определенности в вопрос о московской встрече, в целом визит был успешным. Россия еще раз подтвердила свой высокий уровень отношений как с Израилем, так и с арабским миром. И отметим, что израильские политики не отказались от встреч с Лавровым, несмотря на то, что он буквально перед этим расстался с одним из их «врагом номер 1» Халедом Машаалем. Ранее все встречи Машааль-Лавров подвергались жесточайшей критике со стороны Израиля. Теперь, похоже, то, что привез Лавров из Дамаска после переговоров с обосновавшимся там палестинским лидером, и еще - после встреч там же с президентом Сирии Башаром Асадом, имеет высокую ценность для израильтян. Лавров, таким образом, выполнил свою главную миссию - миссию посредника. Дальше - все зависит от региональных игроков. А Москва подождет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции