Эксклюзивное интервью председателя Национального Совета (парламента) Словакии Павола Пашки корреспонденту РИА Новости в странах Центральной и Восточной Европы Леониду Свиридову.
- Господин председатель! Как Вы оцениваете нынешний уровень двусторонних отношений между Словацкой Республикой и Россией? Какие направления, на Ваш взгляд, являются наиболее важными?
- По моему глубокому убеждению, двусторонние словацко-российские контакты происходят на очень хорошем уровне. Об этом свидетельствуют и встречи нашего премьер-министра Роберта Фицо с президентом РФ Владимиром Путным, и поездка в Россию президента Словакии Ивана Гашпаровича, и мой визит в РФ - все это очень хорошие встречи и отношения.
Все на высоком уровне. И все важно: политические отношения, экономика, культура. Однако, как всегда, есть резервы - и не только с точки зрения стратегических интересов Словакии, но всего Европейского Союза. В интересах ЕС - укреплять наши контакты и создавать пространство для дальнейшего развития наших экономических связей.
- В Словакии прошло много мероприятий, приуроченных к Году русского языка. Супруга президента Сильвия Гашпаровичова взяла мероприятия Года под свое покровительство. Чем, на Ваш взгляд, вызван такой интерес словаков к русскому языку и его изучению? Вы ведь тоже учили когда-то русский язык в школе?
- Остались какие-то слова, хотя точнее будет сказать - много слов, словарный запас большой (улыбается). Так складывалось в жизни, что у меня была возможность говорить по-русски. И я, конечно же, не хочу "выбрасывать" русский язык из головы.
Был такой период в Словакии после перемен 90-х годов, когда люди с определенным скептицизмом смотрели на русский язык. Некоторые словацкие политики также скептически смотрели когда-то на русский язык. Я всегда считал и считаю, что это было большой ошибкой.
Для меня лично русский язык привнес в жизнь громадные культурные ценности, великое искусство, философию духа. Возможность даже сейчас с Вами немного поговорить по-русски - это возможность понять великую русскую душу.
- Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию вокруг Косово, учитывая тот факт, что одностороннее провозглашение независимости края является прецедентом, который может вызвать "эффект домино", разрушающий систему международного права?
- Я считаю, что одностороннее провозглашение независимости Косово было неверным с точки зрения международного права. Было нарушено определенное равновесие, баланс сил в мире.
Мы в парламенте Словакии убеждены, что конечный результат должен быть достигнут на основании прямой договоренности между Белградом и Приштиной, либо на основании резолюции Совета Безопасности ООН.
Одностороннее провозглашение независимости Косово привело к огромным проблемам в Европе. Для Словакии это чувствительный вопрос - балканская проблематика была у нас всегда приоритетом во внешней политике.
Сербия нам очень близка по ментальности, по культуре, в конец концов, это славянская страна. Опасения сербов, как будет в дальнейшем развиваться ситуация, мы понимаем, наверное, лучше, чем многие другие государства ЕС и США.
Братислава не признала Косово. Парламент Словакии принял резолюцию о том, чтобы ситуация была разрешена исключительно при участии сербской стороны. И для Словакии этот вопрос дальше является открытым.
- Как простые граждане Словакии относятся к планам США по размещению системы противоракетной обороны на территории Польши и Чехии? Как относится к этому парламент Словакии? Просчитывают ли словацкие политики последствия возможного размещения базы ПРО США в соседних странах?
- Для парламента и правительства Словакии, слава Богу, это непрямая проблема - размещения американской базы ПРО и радара ПРО. Но мы бы приветствовали, если бы это не был двусторонний или трехсторонний акт, ведь мы также являемся членами Североатлантического альянса.
Существует достаточное международно-правовое поле, чтобы такие важные вопросы, связанные с международной безопасностью, решались за большим круглым столом. И, безусловно, в ходе дискуссии со всеми, кого это касается.
Мы очень ясно понимаем чувства Российской Федерации.
Что касается ощущений и реакции простых граждан Словакии, то люди с опасением воспринимают заявления российской стороны о реакции на ПРО - это не успокаивает наших граждан. При этом, люди живут своей обычной жизнью, не сильно интересуясь политикой. Их больше волнуют социальные вопросы, реформы, которые проводит правительство Роберта Фицо.
Но те, кто немного интересуется этой проблематикой, беспокоятся, когда возникает некое напряжение между двумя великими державами - США и Россией, и два крупнейших мировых игрока не могут договориться между собой по вопросам глобальной безопасности.
- Недавно Словакия вошла в Шенгенское пространство. С Вашей точки зрения, это отразилось каким-либо образом, например, на сфере туризма?
- Везде визовые проблемы являются неприятными для простых людей. Словакам точно также нужны визы и в Россию, и, кстати, в США.
Для словаков вступление в Шенген было большим событием. Но ведь и россияне или граждане Украины теперь могут путешествовать через всю Европу с одной визой - от Словакии до Португалии, это очень удобно.
Для нашей страны это принесло новые обязательства, ибо мы стали внешней границей Евросоюза и Шенгенского пространства.
Что касается количества выданных виз консульским отделом посольства Словакии в Москве, то, насколько мне известно, их число практически не изменилось после вступления в Шенген. С другой стороны, мы понимаем, что нужно облегчать по возможности процедуру выдачи виз различным категориям граждан. Это для нас просто выгодно.
Россияне в Словакии очень хорошо себя чувствуют, туристы всегда уезжают довольными, посетив нашу страну. Словацкие туристические фирмы исключительно ценят российских клиентов, ведь известно, с каким размахом могут отдыхать и тратить деньги россияне.
- Все знают, что в Чехии есть Карловы Вары, а вот в Словакии ...
- Да, Карловы Вары - это уже почти русский город (смеется). Но и в Словакии тоже очень много таких же курортов с минеральными источниками, и мы с радостью примем у себя россиян. Наши лечебные курорты пользуются большим успехом в Евросоюзе. А требовательные российские клиенты, уверен, остались бы довольны.
Ведь на чисто человеческом уровне наши контакты очень позитивны: просто мы в Словакии любим русских! Владельцы отелей всегда искренне огорчаются, когда россияне едут отдыхать или кататься на лыжах не к нам, а в соседние страны.
Конечно, еще нужно многое сделать для развития туристического бизнеса. Знаете, Словакия до сих пор остается такой заспанной принцессой, нам нужно больше рекламировать себя. В этом смысле российский турист - крайне важен.
- Могу я еще раз вернуться к теме русского языка? Я слышал, что власти Словакии намерены финансово поддержать изучающих русский язык?
- Сейчас, когда так стремительно развиваются бизнес-контакты знание русского языка уже обязательно.
В Словакии это понимают. В проекте решения правительства сейчас планируется выделять 1200 стипендий в год для учащихся средних школ. Кроме того, что можно традиционно изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский языки, можно будет изучать и русский язык.
То есть, если наши школьники будут готовы учить русский язык в России, правительство готово выделить такие стипендии на год и таким образом оплатить расходы.
Это еще одно доказательство того, что для нас, старшего поколения, Россия - важный партнер, а для наших молодых граждан - очень притягательная страна. И эта тенденция будет усиливаться.
И хотя главными языками в ЕС остаются английский, немецкий, французский, статус русского языка в Словакии сейчас становится точно таким же, как и иных языков Евросоюза.
Россия теперь начинает снова играть глобальную роль в мире. А русский язык - язык общения. Люди хотят почувствовать дух России через мелодику русского языка.
- В прошлом году в Словакии с огромным успехом прошли гастроли известного российского театра "Табакерка" под управлением Олега Табакова, при полном аншлаге состоялись концерты ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова...
- Да, это правда. Русская, советская школа - балет, кино, театр, все это вошло в культурное мировое наследие.
И вполне естественно, что на Табакова - полный аншлаг. И на ансамбль Александрова - тоже полный аншлаг. Кроме того, "александровцы" - это целая эпоха, поэма. Ансамбль неповторимый, уникальный.
- Господин председатель! Во время работы словацко-российской межправительственной комиссии, заместитель председателя правительства РФ Сергей Нарышкин назвал Словакию стратегическим партнером России. Это соответствует словацким национальным интересам?
- Для Словакии Россия тоже является стратегическим партнером. Словакия может быть реальным мостом между старыми членами ЕС и РФ по очень простой причине: наши двусторонние отношения настолько добротны, и мы так ментально близки с россиянами, что может говорить о разных чувствительных проблемах значительно более открыто, чем представители других старых членов Европейского Союза.
При этом, наш разговор будет скорее эффективным и продуктивным, чем негативным. Это основано на нашей истории, нашем понимании России и, если хотите, чувстве России.
Мы готовы на основании своего позитивного опыта работы с РФ убеждать своих партнеров по ЕС, что не стоит опасаться экспансии российского капитала. А с этим мы постоянно встречаемся в Евросоюзе, в частности, в области энергетики, газа, нефти - все время это является предметом различных спекуляций.
Создается почва для обсуждения так называемой "европейской энергетической безопасности", "зависимости от Российской Федерации", "стратегической угрозы со стороны Москвы". Мы всегда говорим своим партнерам в Евросоюзе - наш опыт работы с РФ только позитивный. Российский инвестор - нормальный инвестор и надежный партнер.
- Словакия является первой страной ЕС на пути российского газа в Европу. Словацкая пресса часто использует новый термин "газовый шантаж", как, например, это делают журналисты и политики в соседней Польше?
- У нас нет никаких опасений. Словаки не идут сложным дипломатическо-протокольным путем. Наши хозяйственные руководители просто берут в руки телефон и звонят в Москву с нормальным вопросом. И получают нормальный ответ. У словаков не возникает проблем во время общения с российскими хозяйственниками.
Однако фактом является и то, что каждое сообщение в прессе о возможных перебоях с поставками российского газа раздражает Европу.
- Летом прошлого года Вы были с визитом в Москве. Как развиваются контакты между двумя парламентами?
- Хочу сказать, что я и ранее был знаком и с Константином Косачевым, и с Михаилом Маргеловым, когда работал председателем комиссии по международным делам парламента Словакии.
Когда же в новом созыве Национального Совета я был избран председателем парламента, встречался в Москве с председателем Госдумы РФ Борисом Грызловым, три дня провел в Санкт-Петербурге во время работы экономического форума, где познакомился со многими российскими губернаторами и известными людьми.
Каждая такая встреча важна с точки зрения установления и развития двусторонних связей. Наши парламентарии довольно часто бывают в Москве в российском парламенте. Так что парламентский обмен проходит довольно эффективно и с пользой для дела.
- В начале апреля должен состояться визит председателя правительства РФ Виктора Зубкова в Словакию...
- Да, мы готовимся к этому визиту. Российский премьер встретится с высшим руководством Словакии. Надеюсь, что в программе визита господина Зубкова будет также и посещение парламента Словакии.
- Господин председатель! Большое спасибо за интервью.