МОСКВА, 24 мар - РИА Новости. Роспром разработал новые требования к предприятиям - исполнителям заказов, в частности в сфере военно-технического сотрудничества, чтобы исключить задержки или срывы исполнения контрактов, подобные ситуациям с авианосцем "Адмирал Горшков" для Индии или танкерами для Норвегии, сообщил глава федерального агентства Андрей Дутов.
Севмаш скорректировал график модернизации авианесущего крейсера для ВМС Индии из-за необходимости выполнения большого объема дополнительных работ и неблагоприятной ситуации на финансовом рынке. Норвежская судоходная компания Odfjell ("Одфьель") в феврале расторгла контракт с Севмашем на строительство 12 танкеров-химовозов из-за отсрочек и повышения цены.
"Роспром уже издал приказ, согласно которому головной исполнитель должен представить гарантии основных поставщиков комплектующих исполнения заказа по фиксированной цене и срокам, план-прогноз поступления и расходования денежных средств и ориентировочную калькуляцию себестоимости заказа. Также головной исполнитель должен создать систему хеджирования и распределения производственных и финансовых рисков внутри кооперационной системы контракта, базирующуюся на современных рыночных механизмах", - сказал Дутов в интервью газете "Ведомости".
Глава Роспрома назвал ситуации с Индией и Норвегией своеобразным "пиком проблем" не только на "Севмашпредприятии", но и во всей промышленности.
"В 90-е годы наши предприятия в ситуации острого кризиса брались за любые заказы и никто не уделял внимания проблемам управления и планирования. Например, сейчас много жалоб на падение курса доллара, которое больно ударило по экспортерам. В то же время складывается впечатление, что о такой широко известной вещи, как хеджирование валютных рисков, те, кто жалуется, услышали только сейчас", - сказал Дутов.
По его словам, сейчас в условиях роста заказов мощности промышленности и людские ресурсы ограничены, а головной исполнитель понимается просто как получатель денег от заказчика.
"На самом деле он должен выполнять задачи системного интегратора. "Головник" должен представлять план-график выполнения заказа всеми предприятиями кооперации, что делалось и в советское время. Но он также должен создать экономическую модель выполнения заказа, что сейчас не делается", - отметил Дутов.
В то же время глава Роспрома выразил надежду, что проблемы с индийской стороной по поводу модернизации авианосца "Адмирал Горшков" будут урегулированы.
"Разговор идет очень конструктивно. С самого начала ни российская, ни индийская сторона не представляли себе полного объема предстоящих работ и соответствующих расходов. Фактически производится полная модернизация корабля, сравнимая со строительством нового. Контракт уникальный. Поэтому пересмотр контракта выглядит закономерным. И индийские партнеры вполне адекватно оценивают сложившуюся ситуацию", - сообщил Дутов.
Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" был заключен в 2004 году. Индия стремится получить крейсер как можно скорее, поскольку вокруг этого корабля строится военная стратегия Индии на море, а имеющийся на вооружении авианосец "Вират" устарел морально и физически. Первоначально планировалось, что корабль будет передан ВМС Индии в 2008 году.
Крейсер до 4 октября 1990 года назывался "Баку", затем он был переименован в "Адмирал флота Советского Союза Горшков". В Индийских вооруженных силах авианосец получил имя Vikramaditya, что означает "сильный, как солнце".