Рейтинг@Mail.ru
23 марта - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

23 марта

Читать ria.ru в
Дзен
Всемирный метеорологический день.>>
1908 - родился Анатолий Васильевич Ляпидевский, летчик, Герой Советского Союза (удостоен Золотой звезды № 1).>>
1891 - в матче между сборными Севера и Юга Англии впервые была использована сетка на футбольных воротах.

Всемирный метеорологический день

Ежегодно, начиная с 1961 года, мировым метеорологическим сообществом 23 марта отмечается Всемирный метеорологический день - профессиональный праздник гидрометеорологов всей планеты. Это день вступления в силу 57 лет назад Конвенции Всемирной метеорологической организации (ВМО) и ее образования взамен бывшей Международной метеорологической организации, созданной еще в 1873 году. ВМО является специализированной межправительственной структурой ООН, сегодня объединяющей 185 государств. Своей целью ВМО видит содействие международному сотрудничеству в развитии метеорологических наблюдений и исследований и координацию деятельности национальных метеорологических и гидрометеорологических служб.

Действия ВМО вносят вклад в безопасность жизни и собственности, социально-экономическое развитие наций и защиту окружающей среды. В рамках своей деятельности ВМО также организует международный обмен сводками погоды и оказывает странам помощь в организации метеорологической службы. Сотрудничество России с ВМО - это обмен через Росгидромет данными в рамках основной базовой программы ВМО - Всемирной службы погоды. Кроме того, российские ученые принимают активное участие в проводимых по этой программе экспериментах в различных регионах мира. Россия, кроме выполнения функций одного из трех мировых метеорологических центров (Вашингтон, Мельбурн и Москва), активно поддерживает национальные метеорологические программы развивающихся стран, обеспечивает подготовку специалистов на базе учебных заведений в Санкт-Петербурге и Москве. 18 марта 2005 года Всемирный банк решил предоставить России заем на 80 миллионов долларов для технического переоснащения организаций Росгидромета. Главная цель проекта - способствовать повышению точности прогнозов погоды в интересах населения и экономики Российской Федерации. Проект предусматривает модернизацию и техническое перевооружение организаций и учреждений Росгидромета, который будет реализовываться в Москве, Хабаровске, Новосибирске, Обнинске, а также на территории Северного Кавказа и Дальнего Востока РФ.

1908 - родился Анатолий Васильевич Ляпидевский

1908 - родился Анатолий Васильевич Ляпидевский, летчик, Герой Советского Союза (удостоен Золотой звезды № 1).

Анатолий Ляпидевский родился 23 марта 1908 года в станице Белоглинская (ныне - село Белая Глина Краснодарского края). Детство провел в городе Ейске. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера на маслобойном заводе. В армии с 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году - Севастопольскую школу морских летчиков. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота, затем - летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. Работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В 1934 году принимал участие в спасении экипажа парохода «Челюскин», что стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи. В 1933 году на новом, только что построенном советском пароходе «Челюскин», под руководством О.Шмидта была предпринята попытка за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. 13 февраля 1934 года из восточной Арктики пришло сообщение: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного, в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Более ста человек, в том числе десять женщин и двое детей, волею обстоятельств оказались на льду. За разыгравшейся эпопеей следила не только наша страна - весь мир. Во что бы то ни стало, в тяжелейших арктических условиях нужно было добраться до людей и спасти их. Сделать это могла только авиация. Анатолий Ляпидевский служил в то время на Чукотке, в летной экспедиции. 14 февраля 25-летний командир экипажа «АНТ-4» получил приказ: отложить выполнение других заданий и приступить к поиску терпящих бедствие. В спасении челюскинцев, помимо Ляпидевского, участвовали еще шесть отважных авиаторов - Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин.

Герой Советского Союза летчик Анатолий Ляпидевский, принимавший участие спасениии челюскинцев.Ляпидевский совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив ледовый лагерь челюскинцев, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - женщин и детей. Потом был еще один полет к льдине, во время которого самолет Ляпидевского потерпел аварию и совершил вынужденную посадку. Несколько дней о его судьбе ничего не было известно. В невероятно трудных условиях Ляпидевский отремонтировал самолет и поднял его в воздух. По курсу, проложенному отважным летчиком, пошли другие самолеты. Ровно через два месяца операция по спасению челюскинцев была завершена. Государство высоко оценило подвиг летчиков, изумивший мир. Все семеро получили только что утвержденное звание Героя Советского Союза. Золотой звезды № 1 был удостоен Анатолий Ляпидевский. С 1935 года Ляпидевский вновь в армии. В 1939 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С 1939 года - заместитель начальника Главной инспекции НКАП. В 1940-1941 годах - начальник отдела эксплуатации, летных испытаний и доводок ЦАГИ, затем - директор авиационного завода № 156 (Москва). Участник Великой Отечественной войны. С сентября 1942 по сентябрь 1943 года - заместитель командующего ВВС 19-й армии, заместитель командующего (начальник полевого ремонта) 7-й воздушной армией (Карельский фронт). С 1943 года - вновь директор авиационного завода. Генерал-майор авиации (1946). После окончания войны работал главным контролером Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором авиационного завода. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Работал заместителем главного инженера опытного завода. Умер 29 апреля 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица в Москве. На доме, где он жил (Никитский бульвар, 9) установлена мемориальная доска.

1891 - впервые была использована сетка на футбольных воротах

1891 - в матче между сборными Севера и Юга Англии впервые была использована сетка на футбольных воротах.
На заре футбола ворота представляли собой две вкопанные в землю деревянные палки и веревку, Мяч в воротах Вениамина Мандрыкина ("Томь")натянутую между ними. Эта импровизированная перекладина стала обязательным элементом игры в 1866 году после скандального гола, забитого в одном из матчей. Тогда мяч, запущенный высоко в воздух, прошел между штангами на высоте 2,7 метра. И только через два десятилетия  ворота приобрели современный вид (7,32 метра шириной и 2,44 метра высотой). Согласно международным правилам, они могут быть сделаны из металла или дерева, а штанги и перекладина иметь различную форму: квадратную, круглую, полукруглую или даже эллиптическую. В 1890 году инженер Броди из Ливерпуля изобрел и запатентовал сетку ворот, которая  впервые была использована  в матче между сборными командами Севера и Юга Англии 23 марта 1891 года. Несмотря на очевидную пользу этого изобретения, английская  футбольная  ассоциация обязала клубы  использовать на своих стадионах сетки лишь в 1892 году. Сетки крепятся или к специальным стойкам, припаянным к перекладине ворот, или с помощью эластичного шнура закреплены на столбиках, врытых в землю за  воротами.

1755 - родился Гаврила Иванович Скородумов

1755 - родился Гаврила Иванович Скородумов, русский гравер и миниатюрист, родоначальник гравюры пунктирной манерой и цветной гравюры в России.
Гаврила Скородумов родился 23 марта 1755 года. Происходил из семьи потомственных художников. Профессиональное образование получил в петербургской Академии художеств. Искусству гравирования обучался под руководством Н.Я.Колпакова и Г.Ф.Сребреницкого. Скородумов блестяще освоил технику резцовой гравюры на меди («Каин» с картины А.Лосенко и «Лот с дочерьми» с картины Лагрене). Был удостоен большой золотой медали, которая давала право на пенсионерскую поездку. Скородумов выбрал Англию. В Лондоне жил Ф.Бартолоцци, знаменитый на всю Европу мастер вошедшей в моду цветной гравюры пунктиром. Став его учеником, Скородумов быстро освоил новую технику. В Лондоне он работал главным образом с живописными оригиналами немецкой художницы А.Кауфман. Ее изящные, часто вписанные в круг композиции из танцующих или грустящих женских фигур в античных одеждах как нельзя лучше отвечали вкусам того времени. Скородумов первым среди русских граверов начал печатать с них цветные оттиски, всякий раз добиваясь удивительно гармоничного сочетания приглушенных пастельных тонов.

В период своего пребывания за границей художник выполнил около 20 точно датированных гравюр пунктиром и большую резцовую гравюру «Сусанна и старцы» с оригинала К.Ванлоо. Русский художник довольно скоро стал известен в Лондоне. Торговцы гравюрами не обходили его заказами. Знатные соотечественники и иностранцы нередко заглядывали в его мастерскую. Так поступила и путешествовавшая тогда по Европе с детьми Екатерина Дашкова. Ее портрет Скородумов запечатлел в гравюре. Позднее этот портрет вошел в альбом, поднесенный Скородумовым в 1779 году Екатерине II. Альбом составляли более 30 великолепных оттисков, отпечатанных в красновато-коричневых тонах. Русская императрица, знавшая толк в искусстве и специально собиравшая гравюры, не могла не оценить мастерства Скородумова. В 1782 году она предложила художнику возвратиться на родину и занять место «гравера кабинета» и смотрителя гравюр при Эрмитаже с весьма значительным для тех лет денежным вознаграждением. В 1785 году Академия художеств избрала Скородумова академиком гравирования. Он продолжал много работать: гравировал большой лист «Смерть Потемкина» (по рисунку М.М.Иванова с картины Ф.Казановы), писал портреты маслом, акварелью, рисовал пастелью и пером. Особенно хороши миниатюрные изображения В.И.Майкова, А.И.Мусина-Пушкина - строгие, выразительные, глубокие по характеристикам. Настоящими шедеврами считаются «Портрет отца» и два автопортрета. Умер Гаврила Скородумов от холеры 23 июля 1792 года.

2001 - орбитальный комплекс «Мир» прекратил свое существование

2001 - орбитальный комплекс «Мир», отработавший в космосе 15 лет, прекратил свое существование.
20 февраля 1986 года в Советском Союзе был произведен запуск орбитальной научной станции «Мир», пришедшей на смену орбитальным станциям «Салют». Новая станция представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. В дальнейшем к станции были пристыкованы и начали работу модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр» . Строительство до недавнего времени единственного в мире постоянно обитаемого орбитального комплекса было полностью завершено 26 апреля 1996 года, когда к «Миру» был пристыкован пятый, последний модуль дооснащения - «Природа» со сложнейшей научной аппаратурой, которая позволяла производить разносторонние исследования суши, океана и атмосферы. С завершением строительства комплекса его вес (базовый блок и пять модулей) составил 128 тонн 980 килограммов.

Космическая станция МирОрбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира. За время существования этой космической лаборатории на ее борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследований, проведено более 16,5 тысяч экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий. На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Так, врач-исследователь Валерий Поляков провел в космосе подряд в составе трех космических экспедиций 437 суток 18 часов. Космонавт Сергей Авдеев установил выдающийся рекорд общей продолжительности пребывания в космосе - суммарно за три полета находился в космосе 742 суток. Всего за время работы «Мира» в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос - за бортом проведено в общей сложности около 15 суток. 1 июня 1999 года Совет главных конструкторов ракетно-космической техники принял решение о прекращении полета орбитального комплекса «Мир» в пилотируемом режиме в связи с окончанием бюджетных ассигнований на «Мир» в августе 1999 года, рядом неполадок на комплексе и активным участием России в строительстве новой международной космической станции. Также было решено  законсервировать «Мир» на орбите до марта 2000 года. В августе 1999 года были осуществлены консервация станции «Мир» и перевод ее в режим беспилотного автоматического полета, а 7 сентября в Центре управления полетами была проведена работа по переводу орбитального комплекса «Мир» в режим дрейфа.

С 4 апреля по 16 июня 2000 года на комплексе «Мир» работала последняя, 28-я космическая экспедиция, в экипаж которой вошли российские космонавты Сергей Залетин и Александр Калери. Космонавты подготовили станцию к переводу в автоматический режим полета. В январе 2001 года правительство России подписало постановление о прекращении работы комплекса из-за его крайней изношенности. 23 марта 2001 года космический комплекс «Мир» завершил свой триумфальный полет. Станция затонула в 8 часов 59 минут 24 секунды в заданном районе Тихого океана (40 градусов южной широты и 160 градусов западной долготы). Ее горящие фрагменты упали в море к югу от главного из островов Фиджи. Пристыкованный к «Миру» космический корабль «Прогресс» придал станции последний импульс, позволивший успешно вывести ее с орбиты на высоте 159 километров над Землей около 8:07 мск, когда она проходила над территорией Египта.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала