ДЖОРДАНВИЛЛЬ (США), 22 мар - РИА Новости, Лариса Саенко. Митрополит Лавр, похороненный в пятницу в Свято-Троицком монастыре в американском городе Джорданвилль, войдет в историю как иерарх, воссоединивший русскую православную церковь, расколовшуюся надвое более 70 лет после революции и кровавой гражданской войны.
Первоиерарх Русской православной церкви за границей, сыгравший выдающуюся роль в восстановлении церковного единства и скончавшийся неделю назад на 81-м году жизни, торжественно погребен в усыпальнице храма, где покоится духовный наставник Лавра - митрополит Филарет.
Сотни почитателей митрополита Лавра, несмотря на необычайно сильный для этих мест мороз (минус десять градусов), опустившийся на заснеженные холмы, выстояли целый день отпевания и заупокойных служб, прощаясь со своим духовным лидером.
В келии митрополита была лишь железная кровать и икона, он записывался на послушания мыть с семинаристами посуду и просил в кассе 37 центов, чтобы купить марку на конверт. И таким тоже вспоминают его те, кто выстоял день на необычном лютом морозе, чтобы отдать последнюю дань этому человеку.
"Нет служения выше пастырского", - гласит заповедь для семинаристов, живущих при монастыре. Семь лет Лавр возглавлял этот духовный центр зарубежного православия.
Его волю к единению русской церкви разделяло далеко не все зарубежье, и решение далось ценой потери части приходов, говорили в этот день священники.
"В церкви всегда велось противостояние, и никто из наших первоиерархов до Лавра не решился на этот шаг (воссоединение церквей). Некоторые до сих пор не понимают этого, некоторые считают, что он поспешил. Так считал и я. Но оказалось, что спешить надо было", - говорит 78-летний протоиерей Всеволод (Дробот), близкий друг и единомышленник Лавра.
Глава зарубежной церкви не дожил до первой годовщины воссоединения - Акт о каноническом общении был подписан с патриархом Алексием Вторым 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя.
"Митрополит был признан соотечественником года за личный вклад в духовное единение России. Это не только церковная миссия", - сказал РИА Новости министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, прибывший на похороны в Джорданвилль.
Кусочек родины
Эмигранты первой волны, бежавшие от большевизма и сохранившие ностальгию по потерянной родине, - сегодня самые горячие сторонники единства Церкви.
"Мы приехали сюда из Европы ради этого монастыря и прожили здесь 58 счастливых и грустных лет. Для нас это был кусочек России, потому мы и поселились в ближайшем к монастырю местечке", - говорит художник Владимир Кривский, почти ровесник Лавра.
Они вместе с женой Ниной Кондратьевной приехали сюда еще двадцатилетними и проводили на кладбище в Джорданвилле более 3 тысяч человек - эмигрантов первой волны.
Всю свою жизнь они пытаются найти в местных окрестностях виды, напоминающие российские пейзажи. Не случайно перед монастырем посажена береза - ностальгический символ родины.
"Мы живем Россией и ее духовным богатством. Митрополит Лавр уничтожил пропасть между нами и нашей исконной родиной", - говорит Кривский.
Чета сожалеет лишь об одном - их дети "не чувствуют по-русски", ассимилировавшись в американском "плавильном котле".
"Русские - это родные"
Русская диаспора объединена вокруг православных приходов, которые стали хранителями не только церковных обрядов, но и духовной традиции, культуры, "русскости".
Что собой представляет русская эмиграция в США, ярче всего расскажут праздники в Джорданвилле. На Троицу сюда приезжают дамы с заплетенными косами в блузах и юбках, напоминающие дореволюционных благородных девиц. Они, как правило, не говорят по-русски. Здесь сверкают галуны на казачьих мундирах и расцветают вышитые крестом русские косоворотки. В привычной одежде - эмигранты третьей волны, диссиденты и отказники. Всех их как родных принимал Лавр.
"Я живу в городе Наяк. Твердый знак на конце", - подсказывает школьница Анисия, изучающая при приходе церковно-славянский язык, песнопения, иконопись.
Она учится в американской школе, у нее много американских друзей, она сама американка, но утверждает, что русские, знакомые по приходу, - "это больше, чем друзья, это родные".
Русская зарубежная церковь насчитывает около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и других странах Западной Европы.
Двенадцатилетняя Эмилия Иванова - тоже дочь православного священника. Дома, где ожидают рождения восьмого ребенка, разрешено говорить только по-русски. И понятно почему - в США эмигранты уже во втором поколении не всегда владеют языком своих родителей.
У американских Ивановых - русская программа на будущее.
"Папа думает, что когда мы вырастем, мальчики станут священниками, а мы - матушками, и тоже будем иметь много детей, - рассказывает девочка. - А мама говорит - как Бог даст".