МОСКВА, 21 мар - РИА Новости, Сергей Зеленцов. Инициативы французского президента Николя Саркози в военной сфере означают переоценку значения ракетно-ядерных сил Франции, уверен глава Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
Французский лидер, выступая в пятницу в городе Шербур с речью об оборонной политике Франции, заявил, что его страна сократит на треть количество своих ядерных боеголовок воздушного базирования. Саркози также призвал начать переговоры по договору о запрете на ракеты наземного базирования средней и малой дальности (РСМД).
"Речь идет о переоценке значения ракетно-ядерных сил Франции. Они играют более политическую, чем военную, роль", - указал Ивашов.
"На Россию Франция нападать не будет, на своих соседей - тем более, и сегодня идет переоценка смысла ракетно-ядерного потенциала", - продолжил он.
Франция, по словам главы Академии, хочет оставаться ядерной державой. "Ядерное оружие дает им дополнительные преимущества, статус постоянного члена Совета Безопасности, позволяет входить в ядерный клуб. Но, оставаясь ядерной державой, они не хотят нести дополнительные расходы на разработку и содержание ядерного оружия", - пояснил эксперт.
Инициатива Саркози начать переговоры о запрете ракет средней и малой дальности направлена прежде всего на то, чтобы набрать политический вес, считает он.
Ивашов напомнил, что существует российско-американский договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный в декабре 1987 года бывшим СССР и США. Россия предлагает и другим странам присоединиться к такому договору, и США эту идею поддержали.
"Предложение Саркози (о сокращении ракет) идет в контексте этого договора и укрепит его", - считает Ивашов.
Однако, по словам Ивашова, призывы России к другим государствам о присоединении к этому договору были ориентированы, в основном, не на европейские страны, а, скорее, на соседей России с южного и восточного направления.
Ивашов положительно оценил инициативу Саркози, высказав уверенность в том, что подобные шаги укрепят безопасность как на европейском континенте, так и в целом во всем мире.
С Ивашовым солидарен и заведующий отделом разоружений ИМЭМО РАН Александр Пикаев. "Откровенно говоря, ядерное оружие Франции не слишком-то и нужно", - сказал эксперт. "Ничего такого Франции не угрожает, что бы потребовало применения ядерного оружия", - добавил он.
Пикаев напомнил, что инициатива Саркози не является чем-то исключительным. "Британия уже отказалась от всех видов носителей ядерного оружия, кроме подлодок "Трайдент", и на них сократила количество боезарядов", - сказал он, отметив, что Франция следует в русле европейской политики в этой области.
Эксперт указал, что некоторое время назад Франция полностью отказалась от ракет наземного базирования. "У них нет таких развернутых ракет в боевом составе, у них есть только средства авиационного базирования, то есть крылатые ракеты, так и баллистические ракеты, развернутые на подводных лодках", - уточнил эксперт.
Пикаев считает, что, предприняв этот шаг, Франция решила показать гибкость в области ядерного разоружения. Однако, по его мнению, примеру Франции мало кто может последовать.
"Великобритания приняла уже все возможные решения - и по военным причинам еще какие-то сокращения практически невозможны. Китай традиционно отказывается от каких-то обязательств в этой сфере, но у него весьма скромная программа ядерной модернизации. Примеру Франции он не последует, но давление на него будет продолжать оказываться. Он тоже будет вынужден демонстрировать сдержанность", - отметил он.
Другие страны, такие как Пакистан и Индия, также вряд ли могут пойти на подобные шаги, поскольку они лишь только начали вооружаться, считает эксперт.
Комментируя инициативу Саркози о запрете ракет средней и малой дальности, Пикаев сказал, что здесь у французов "очень удобная позиция". "Такие ракеты у французов не развернуты - они все их сняли с вооружения, поэтому им легко выступать с подобными инициативами", - пояснил эксперт.
В то же время он отметил, что подобная инициатива - в интересах России, поскольку она укрепляет российское предложение глобализировать договор об РСМД.