МОСКВА, 20 мар - РИА Новости, Виктор Хруль. Проблемой номер один во введении образовательного цикла "Духовно-нравственная культура" в обязательную школьную программу с 2009 года являются кадры, считает заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. "Главное - подготовить человека, который войдет в классы к ребятам с предметами этого цикла", - заявил чиновник во время круглого стола "Преподавание основ православной культуры в школе и новые стандарты общего образования", который прошел 21 марта в пресс-центре РИА Новости.
Иссак Калина отметил, что педагогические вузы и курсы повышения квалификации уже начали подготовку таких кадров. Обратив внимание на общественную обеспокоенность по поводу введения нового цикла, заместитель министра напомнил, что "маленькое нетерпение часто губит великие дела". Отмечая стремление к "интегрированной позиции" министерства и религиозных организаций, Исаак Калина заявил: "Очень опасно выходить к детям взрослым людям, которые не договорились между собой".
Согласно концепции новых стандартов общего образования, различным предметам направления "Духовно-нравственная культура" предполагается отвести два часа еженедельно во всех классах со второго по одиннадцатый. Выразив некоторые сомнения по поводу целесообразности такого объема, директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков сообщил, что при подобных масштабах нужно будет подготовить и переподготовить в системе вузов и курсов повышения квалификации около 400 тысяч учителей. "Это огромная задача, которую нужно решить в очень краткие сроки", - отметил Александр Кондаков.
Одним из основных предметов в рамках предложенного цикла будут "Основы православной культуры". По словам директора Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерея Бориса Даниленко, этот предмет появился в школе как "инициатива снизу" и по сути не являются инновацией, поскольку преподается так или иначе в разных школах страны уже более 10 лет. Отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости о том, должны ли все преподаватели "Основ православной культуры" быть сторонниками Русской Православной Церкви, священник заявил, что это не обязательно. "Мы вполне допускаем, что "Основы православной культуры" может преподавать, например, католик, но при этом настаиваем на конфессиональной аттестации учителей", - сказал протоиерей. Решающее слово в вопросах утверждения кадров должно остаться за Русской Православной Церковью и другими религиозными организациями, которые, по словам священника, "пока ведут себя пассивно".
Что же касается утверждения планов, программ и учебников, то этим будет заниматься специальная комиссия, добавил заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. Он заявил, что "голоса религиозных организаций в обсуждении будут авторитетными, но не единственными, и ни одна из них не будет иметь права "вето" при утверждении учебников и программ".
В работе круглого стола приняли участие также известный эксперт в области педагогики, преподаватель Московской Духовной Академии иеромонах Киприан (Ященко), который представил официальную позицию РПЦ, цитируя постановление Святейшего Синода о необходимости введения "в программу среднего школьного образования предмета, знакомящего учащихся с основами православной культуры в рамках новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура"".
Ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской Академии образования, доктор педагогических наук Игорь Метлик добавил, что в концепции введения этого образовательного цикла по сути нет ничего принципиально нового, поскольку он построен на основании модели, которая успешно действует многие десятилетия в разных странах Европы.