МОСКВА, 21 мар - РИА Новости, Михаил Шиянов. По мнению поэта и эссеиста Льва Рубинштейна, в новой книге художника и литератора Гриши Брускина "Прямые и косвенные дополнения", которую представили в среду в Москве, автор мастерски соединяет визуальную и вербальную составляющие.
Григорий (Гриша) Брускин - автор произведений живописи, скульптуры, графики, росписи по фарфору, больших перформансов с участием музыкантов, а с недавних пор и литератор. Его известность началась с участия в первом московском аукционе русского авангарда и современного искусства "Сотбис" (1988), когда его картина Фундаментальный лексикон" (1986) была продана за более чем 400 тысяч долларов.
"Я давний, внимательный и очень заинтересованный свидетель Гришиной работы, - сказал Рубинштейн. - И поначалу я был склонен расценивать его словесное творчество в контексте визуального. Я все время говорил и писал о его прозе как о прозе художника, считая, что это важно. Но теперь я понимаю, что Гриша уже накопил тот корпус литературных текстов, которые позволяют их рассматривать уже в контексте друг друга".
Книга "Прямые и косвенные дополнения" состоит из коротких, а также относительно крупных стихотворных и прозаических текстов, частично мемуарного характера. Брускин приводит анекдотические истории и притчи, в которых появляются Борис Гройс, Дмитрий Пригов, Эдуард Нахамкин и другие фигуры художественного истеблишмента России и зарубежья. В то же время, в книгу помещены тексты, о которых невозможно с уверенностью сказать, документальные они, или вымышленные, что совершенно не умаляет их воздействия на читателя. Литературные материалы дополнены фотографиями и репродукциями из коллекции Брускиных.
В целом, "Дополнения" продолжают серию книг Брускина, начало которой было положено вышедшим в 2001 году "Прошедшим временем несовершенного вида", - коллекцией записок, связанных с жизнью автора и его окружения. Затем выходили книги "Мысленно вами" (2003) и "Подробности письмом" (2005). Вместе же, по словам главного редактора издательства "НЛО" Ирины Прохоровой, где выходили книги Брускина, - все четыре книги "создают ощущение серьезного многосерийного фильма, где жизнь и судьба передается через такую специальную и очень интересную форму".
На презентации "Дополнений" Прохорова заметила, что, на ее взгляд, идея разделять визуальные и текстовые "ведомства" устаревает.
"Мы видим, что "художники-нонконформисты" великолепно работают во всех сферах и становятся прекрасными писателями, продолжая оставаться художниками, скульпторами, заниматься видео-артом и так далее. Наверное, пришло время оценивать их деятельность не раздельно, а в совокупности - тогда получается более правильный взгляд на творчество. Мне кажется, что все сделанное Гришей Брускиным в книжной форме, напрямую соотносится с тем, что он делает в картинах, скульптурах и массе других вещей", - сказала Прохорова.
По мнению главреда НЛО, тексты Брускина замечательно функционировали бы в мультимедийном формате, в сопровождении дополнительного визуального или музыкального ряда. Впрочем, "читать их просто так тоже прекрасно", - считает Ирина Прохорова.
В свою очередь, Рубинштейн отметил, что книги Брускина словно специально написаны для него.
"Для меня несомненно, что это замечательные книжки, но мне также важно, что они написаны непосредственно для меня - я это очень напряженно и ясно чувствую. Я открываю книжку и вижу - Гриша мне написал этот текст", - сказал Рубинштейн.
Он призвал всех читать книги Брускина заинтересованно, внимательно и доброжелательно.
"Я уверен, вы тоже имеете шанс обнаружить, что они написаны все-таки не только для меня. Хотя я внутри себя убежден, что, конечно же, для меня в первую очередь", - пошутил поэт.
Григорий (Гриша) Брускин родился в Москве 21 октября 1945 в семье профессора Московского энергетического института. Окончил художественное отделение Текстильного института (1969). Его первые персональные выставки - в Вильнюсе (1983) и Москве (1984) - были закрыты по требованию властей почти сразу после вернисажей.
Известность Брускину принесло участие в первом аукционе русского авангарда и современного искусства, устроенном в Москве лондонской фирмой "Сотбис" (1988), когда его картина "Фундаментальный лексикон" (1986) была продана за рекордно высокую цену в более чем 400 тысяч долларов.
Разработав принцип "бесконечной картины", которая собирается из множества отдельных ячеек, словно большой алфавит, Брускин заполнял эти ячейки (в циклах "Памятники или Реанимация", "Логии", "1980-е годы" и другие) фигурками, несущими эмблемы и лозунгами советской эпохи на некоей демонстрации, в равной мере похожей и на праздник, и на торжественные похороны. Параллельно он создавал и живописные "алфавиты" на темы еврейской мистики и фольклора (цикл "Алеф-Бет").
Эмигрировав в 1989 в Америку, обосновался в Нью-Йорке. С этого времени все чаще переводил свои образы в скульптуру, составляя из них трехмерные инсталляции.