День Земли
Изначально День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна. ООН празднует День Земли обычно 21 марта: 26 февраля 1971 года У Тан, Генеральный секретарь ООН, подписал специальную прокламацию, посвященную этому событию: «Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля - планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни... Генеральный секретарь ООН У Тан, 21 марта 1971 года». Каждый год 21 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит колокол мира. День Земли - это гражданская инициатива, она открыта для присоединения любых людей, групп и организаций. Существуют два основных периода проведения Дней Земли: в марте, в день весеннего равноденствия, и 22 апреля. Этот день, в отличие от Дня Земли, проводимого в марте, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Традиция празднования Дня Земли восходит к 40-м годам XIX века, когда его основатель Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей в штат Небраска. На новом месте они увидели бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на строительство домов и дрова. Мортон и его жена занялись посадкой деревьев и развернули кампанию, призывая сограждан последовать их примеру. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который жители штата посвящали бы озеленению. Идея получила широкую поддержку, и в день, вначале названный Днем Дерева, жители штата высадили около миллиона деревьев. В 1882 году Небраска объявила День Дерева официальным праздником штата, который стал отмечаться в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году по инициативе Гейлорда Нельсона, сенатора от штата Висконсин, День Дерева получил новое название - День Земли. Двадцать миллионов человек приняли участие в проведении первого Дня Земли, призывая власти к решению экологических проблем. Это событие повлияло на политическую жизнь страны и положило начало массовому экологическому движению, стремящемуся изменить структуру потребления природных ресурсов и практику промышленного производства. С тех пор каждый год 22 апреля население всего мира отмечает этот праздник. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях. В России до недавнего времени проходили лишь единичные мероприятия, организованные энтузиастами и приуроченные к Дню Земли. Традиционно в России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Данная инициатива практически не известна многим гражданам России и не распространена в национальном масштабе. В настоящее время представители ряда общественных организаций и инициативных групп, при поддержке Earth Day Network (организации «Сеть «День Земли»), планируют проведение целого комплекса мероприятий, в основном связанных с тематикой изменения климата, энергосбережения, экопросвещения.
Всемирный день сна
Всемирный день сна проводится в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и здоровья. По статистическим данным сегодня свыше 10 процентов населения индустриально развитых стран страдает от бессонницы. Из-за увеличения психических и физических нагрузок человек перестал спать столько, сколько нужно его организму для нормального восстановления сил, поэтому у каждого второго взрослого жителя Земли отмечается один или несколько симптомов расстройства сна, а 13 процентов нарушений носят хронический характер. По статистике сомнологического центра Минздрава, почти 45 процентов россиян недовольны своим сном, а 20 процентов населения нуждаются в серьезном лечении нарушений сна. В основном в эти 20 процентов входят практически все перешагнувшие 50-летний рубеж, а также женщины всех возрастов. Бессонница в первую очередь не дает покоя работающим в сферах юриспруденции и образования, деятелям культуры и искусства. Медики называют плохой сон ступенью к будущим инсультам, инфарктам, гипертонии и другим серьезным заболеваниям. В то же время нормальный сон - один из действенных способов профилактики сердечных и многих других заболеваний. Специалисты утверждают, что недосыпание не только снижает работоспособность, но и приводит к нервным расстройствам.
1685 - родился Иоганн Себастьян Бах, великий немецкий композитор, органист, клавесинист, скрипач и хормейстер
323 года назад родился Иоганн Себастьян Бах, великий немецкий композитор, органист, клавесинист, скрипач и хормейстер, основоположник немецкой классической музыки.
Иоганн Бах родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Айзенахе. Его отец был скрипачом и городским музыкантом и передал своему сыну начальные навыки игры на скрипке. Маленький Иоганн имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. В девять лет Иоганн потерял родителей, и его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Он определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. В пятнадцать лет Иоганн переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию, однако не поступил в университет как многие его сверстники, поскольку был вынужден добывать средства к существованию. Бах с неутомимой энергией продолжал изучать музыку не только немецких, но лучших итальянских и французских композиторов. В то же время вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, он с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Творческая деятельность Себастьяна Баха не ограничивался сочинительством. В то время он считался лучшим исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в органных импровизациях его мастерство было непревзойденным, что признавали все, когда-либо слышавшие его игру. Успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. Известна его знаменитая реплика на вопрос о том, как он достиг такого совершенства: «Мне пришлось, - сказал Бах, - усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же». С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор и знаменитая Пассакалия до минор. В 1717 году Бах переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. В Кетене Бах закончил 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор. Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность руководителя хора певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции он ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Умер великий композитор 28 июля 1750 года в Лейпциге. Как ни странно, смерть Баха осталась почти незамеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Прошло немало времени, прежде чем имя Баха получило мировую известность, а его произведения стали непременной составляющей репертуара любого оркестра.
1813 - родился Тимофей Николаевич Грановский, историк, публицист и общественный деятель
195 лет назад родился Тимофей Николаевич Грановский, историк, публицист и общественный деятель.
Тимофей Грановский родился 21 марта 1813 года в Орле в дворянской семье. В 1835 году окончил исторический факультет Петербургского университета. В 1836-1839 годах находился в зарубежной научной командировке. Он слушал в Берлинском университете лекции крупнейших немецких историков: Л.фон Ранке, Фр. фон Раумера, Фр. фон Савиньи; посещал лекции по философии К. Вердера, Э. Ганса и других. В этот период начинается его увлечение гегелевской философией, хотя гегельянцем он так и не стал. После возвращения в Россию Грановский приступил к чтению лекций в Московском университете. В конце 1830-х - начале 1840-х годов он играет существенную роль в интеллектуальной жизни Москвы, посещает заседания кружка Станкевича, встречается с Герценом, Чаадаевым, Катковым, братьями Киреевскими и другими деятелями отечественной культуры. При активном участии Грановского оформляется «западничество» как течение русской общественной мысли. В 1843-1844 годах он читает в Москве цикл публичных лекций по истории средневековой Европы, пользовавшийся большой популярностью. В 1845 году защищает магистерскую диссертацию. Во второй половине 1840-х годов происходит идейный разрыв между либералом Грановским и радикальным крылом российского западничества (прежде всего с Герценом). В своих лекциях и статьях Грановский акцентирует и обосновывает значение личности в истории, не отрицая при этом общих закономерностей исторического развития. Прогресс видел в распространении просвещения, в «нравственном совершенствовании людей»; выступал против деспотизма и крепостничества, опасался решительных революционных действий народа. О необходимости и плодотворности использования философской методологии в исследовании истории ученый говорил в своем докладе «О современном состоянии и значении всеобщей истории», произнесенном в январе 1852 года на торжественном собрании Московского университета. В 1855 году, незадолго до смерти, он был избран деканом историко-филологического факультета Московского университета. Умер Тимофей Грановский 16 октября 1855 года в 42-летнем возрасте.
1936 - умер Александр Константинович Глазунов, композитор, дирижер, музыкальный общественный деятель, народный артист Республики
72 года назад умер Александр Константинович Глазунов, композитор, дирижер, музыкальный общественный деятель, народный артист Республики.
Александр Глазунов родился 10 августа 1865 года. Учился композиции у Н.А. Римского-Корсакова. В 16-летнем возрасте написал 1-ю симфонию. Творческий облик Глазунова сложился в общении с М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным, П.И. Чайковским, С.И. Танеевым. Глазунов был одним из участников Беляевского кружка. С 1888 года выступал как дирижер в России и за рубежом, пропагандируя главным образом произведения русских композиторов. С 1899 года - профессор Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против реакционных действий дирекции ушел из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества. С конца 1905 года - директор консерватории. После революции 1917 года активно участвовал в строительстве культуры, перестройке музыкального образования, вел общественную музыкально-просветительскую работу. С 1917 года - ректор Петроградской консерватории. С 1928 года жил за границей. Умер 21 марта 1936 года в Париже (в 1972 году прах Глазунова перевезен в Ленинград). Почетный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почетный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почетный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929). Александр Глазунов - один из крупнейших русских композиторов конца XIX - начала XX века. Продолжатель традиций «Могучей кучки» и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов. Произведения Глазунова отличаются полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр («Раймонда», 1897). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив ее содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. К числу лучших произведений Глазунова принадлежит и концерт для скрипки с оркестром (1904).
1998 - умерла Галина Сергеевна Уланова, великая русская балерина
10 лет назад умерла Галина Сергеевна Уланова (1910-1998), великая русская балерина.
Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Отец - Сергей Николаевич Уланов - впоследствии стал балетным режиссером, мать - Мария Федоровна Романова - балерина, была педагогом хореографического училища. В 1928 году Галина Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (занималась у своей матери и в выпускном классе у А.Я.Вагановой). На выпускном спектакле выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка) и в па де-де феи Драже и принца из «Щелкунчика». В том же году была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Дебютировала в партии принцессы Флорины («Спящая красавица»). В 1944-1960 годах - солистка Большого театра. Совершенная классическая танцовщица, Уланова была не только замечательной исполнительницей партий Одетты-Одиллии (впервые в 1929), Авроры (1929), Маши («Щелкунчик», 1934, балетмейстер В.И. Вайнонен, первая исполнительница), создательницей неповторимого образа Жизели (1932), но и артисткой, доказавшей возможность «перевода» на язык танца произведений великих поэтов, выражающих глубокое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний. Со временем в хрупкой и беззащитной Марии («Бахчисарайский фонтан», 1934, балетмейстер Р.В. Захаров, первая исполнительница) появились черты непримиримости, в нежной Джульетте (1940, Театр им. Кирова, балетмейстер Л.М. Лавровский, первая исполнительница; 1946, Большой театр, балетмейстер тот же, Государственная премия СССР, 1947) - страсть и воля. Вершина трагедийного искусства Улановой - сцена сумасшествия в балете «Жизель». Уланова снималась в художественном фильме «Солистка балета» (1946), в кинофильмах-концертах «Большой концерт» (1951), «Концерт мастеров искусств» (1952), «Мастера русского балета» (1953), в кинофильме-балете «Ромео и Джульетта» (1954). Ее творчеству посвящен документальный фильм «Галина Уланова» (1963) и телефильм «Мир Улановой» (1981). Она завоевала всемирное признание. 16 ноября 1981 в Париже состоялся организованный ЮНЕСКО торжественный вечер, посвященный Улановой, был исполнен балет «В честь Улановой» (балетмейстер В.Васильев). В Стокгольме установлена скульптура Улановой (скульптор Е.А. Янсон-Манизер, 1984), в Санкт-Петербурге - бронзовый бюст (скульптор М.К. Аникушин, 1984). Умерла великая балерина 21 марта 1998 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. 8 июня 2001 года на Новодевичьем кладбище состоялась церемония открытия памятника Г.С.Улановой. Авторы скульптуры - Федор Фивейский и Александр Тихонов. Памятник установлен по инициативе правительства Москвы, Министерства культуры РФ, коллектива Большого театра и оргкомитета IХ Международного конкурса артистов балета и хореографов.