Рейтинг@Mail.ru
Пуран Валавиюн: Иран - передовая страна в плане защиты прав женщин - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пуран Валавиюн: Иран - передовая страна в плане защиты прав женщин

Читать ria.ru в

В первом заседании Общества дружбы и культурных связей женщин Ирана и России, проведенном недавно в Москве, приняла участие советник министра юстиции Ирана, первая женщина-судья, ответственная за дела семьи, женщин и детей Пуран Валавиюн. Общество ставит задачу развивать культурное взаимодействие между иранскими и российскими женщинами. В ходе заседания Пуран Валавиюн представила доклад «Место женщины в конституции ИРИ».

Cоветник министра юстиции Ирана согласилась ответить на вопросы РИА Новости. Беседовали Анахите Насирбейк и Гаянэ Сейранян.

- В своем докладе Вы упомянули о том, что при изучении российского законодательства Вы обратили внимание на то, что оно надежно защищает права женщин. Хотели бы Вы  использовать российский опыт в своей деятельности? Есть ли такие статьи, которыми можно было бы дополнить иранское законодательство?

- Накануне своей поездки в Россию я изучала конституцию РФ и  обнаружила много общего в законодательстве наших стран. Российские законы очень хорошие, но в Иране они более детализированы, и мы надеемся, что весь мир будет использовать опыт нашей страны в том, что касается защиты прав женщин.

Так, например, согласно принятому в этом году в Иране закону, женщина, в случае, если ее муж собирается жениться еще раз, может в судебном порядке подать жалобу и уточнить, с какой целью мужчина это делает, так как у него уже есть семья. Сейчас мы хотим продвинуть этот закон на международный уровень, чтобы он стал действовать и в других, в частности, арабских, странах.

По нашему гражданскому кодексу, который находится в полном соответствии с законами шариата, при разводе родителей дети до семи лет остаются под опекой матери. При этом расходы на содержание детей оплачиваются мужчиной. А по достижении ребенком семи лет он может по собственному  желанию выбрать одного из родителей. Если же возникают какие-либо трудности, то решение принимает суд.

Другой пример. В Иране закон разрешает женщине после развода в течение трех месяцев жить на жилплощади бывшего супруга. В этот период мужчина также обязан содержать женщину, и только по истечении трех месяцев женщина снова может выйти замуж. Думаю, больше нигде в мире такого закона нет.

Что же касается известного закона о побивании женщин камнями за измену мужу, то в настоящее время действие этого закона приостановлено. Богословы, возглавляющие сейчас в Иране судебную власть, являются противниками применения этого закона, тем более в общественных местах. Вообще, в Иране смертная казнь приводится в исполнение только в отношении закоренелых преступников, неоднократно совершавших правонарушения.

- 14 марта в Иране прошли парламентские выборы. Велика ли роль женщин в парламенте?

- С начала исламской революции иранские женщины принимают всё более активное участие во всех сферах жизни. Так, они сыграли важную роль во время ирано-иракской войны (1980-1988 г.г.) и в период восстановления страны после ее окончания. В последние десять лет женщины особенно активно участвуют в различных общественных,  культурных, образовательных, законодательных процессах. У женщин нет никаких ограничений для избрания в парламент. Условия для кандидатов-мужчин и кандидатов-женщин одинаковые. Если мы видим, что число женщин в парламенте меньше, чем число мужчин, то это зависит от самих женщин, их профессионального уровня и ответственности, которую они могут на себя взять. На сегодняшний день в Иране две женщины работают в правительстве страны, активно участвуя в принятии законов. Женщины также работают в судах различного уровня. Например, моя должность до исламской революции вообще не существовала.

- Распространено мнение, что, несмотря на отсутствие у женщин препятствий к получению образования и работы, даже получив образование, женщины не хотят работать, предпочитая выйти замуж и воспитывать детей. Насколько это соответствует действительности? Каковы основные проблемы женщин в иранском обществе?

- На самом деле женщины стремятся принимать самое активное участие во всех общественных процессах, они работают в различных государственных институтах. Особенно большая занятость женщин наблюдается в образовательных учреждениях. Статистика показывает, что женщины обладают большими способностями и возможностями, и они доказывают это на деле. Но с другой стороны, многие женщины с высшим образованием предпочитают сидеть дома, заниматься семьей, потому что семья, как известно, это маленькая ячейка общества. Поэтому для женщин воспитание детей и сохранение семейного очага является святым.

Естественно, в каждом обществе есть много своих проблем. Было бы преувеличением сказать, что в Иране их нет. Но, по моему мнению, иранские женщины имеют меньше всего проблем, потому что Иран является передовой страной в отношении защиты прав женщин. Наше государство основано на принципах ислама, и мы считаем, что в религии можно найти ответы на все животрепещущие вопросы. Вновь возникающие проблемы можно решить путем внесения поправок в законодательство и принятия новых законов.

При этом в законотворчестве, кроме норм шариата, мы используем практику международного права.

- У шиитов существует так называемый временный брак, когда   мужчина и женщина дают клятву, что берут друг друга в супруги на определенный период. Не считаете ли Вы, что он ущемляет права женщин? Может ли женщина, у которой был опыт временного брака, потом найти себе постоянного спутника жизни?

- Временный брак не противоречит законам шариата, и такие случаи встречаются. Однако хочу отметить, что иранские женщины такой брак не приветствуют. Такие случаи предусмотрены только для тех случаев, когда нет никакой возможности создать семью на постоянной основе. По истечении срока временного брака женщина может снова выйти замуж уже на постоянной основе. Однако, такие права, как алименты или наследство, при временном браке отсутствуют.

Временные браки, как правило, предусмотрены в случаях, когда человек в силу недостаточно прочного финансового положения не может создать полноценную прочную семью. Эта мера отчасти направлена на предотвращение распространения половых извращений и заболеваний. При этом, повторюсь, в Иране такой брак широко не практикуется. Как правило, в такой брак вступают женщины, уже имевшие опыт замужества, которые либо потеряли мужа, либо развелись и нуждаются, прежде всего, в финансовой поддержке. Какие-либо цифры назвать не могу - по этому вопросу не ведется никакой статистики, поскольку к такому виду брака отношение в целом негативное.

- В настоящее время в мире повышается социальный статус женщин в обществе, они занимают государственные посты, нередко изменяется и роль женщины в семье - она все чаще играет «мужскую» роль. Существуют ли подобные примеры  в Иране, и как Вы смотрите на столь активную роль женщин в обществе?

- Что касается обмена ролями мужчины и женщины в семье, то я не считаю это правильным и возможным. Забота о семье и детях была заложена в женщине Богом, поэтому, если роли поменяются, то женщина уже не сможет выполнять предписанные ей Богом обязательства.

Поскольку мои воззрения основаны на принципах ислама, который уделяет основное внимание Человеку, не разделяя при этом людей на женщин и мужчин, для меня этот вопрос не является актуальным. Может быть, со временем соотношение мужчин и женщин при занятии государственных постов изменится, как и ответственность, которую представители того или иного пола могут взять на себя. Самое главное - это ответственность и обязательства, которые берет на себя тот или иной человек. А поскольку в различных регионах мира женщины не имеют равных прав с мужчинами, процесс обретения женщиной своего настоящего места в обществе может затянуться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала