Петр Гончаров, политический обозреватель «РИА Новости»
Иранский новый год Ноуруз в этом году наступит рано - 20 марта. 2008-й в европейском календаре оказался високосным, поэтому 21-е марта, традиционная дата иранского Нового Года, сдвинулась на день раньше. Свой «лишний» високосный день иранский солнечный календарь отыграет через три года, и уже в 2011 году Ноуруз состоится 22, затем вновь вернется на 21 марта.
Ноуруз наступает не просто 20, 21 или 22 марта, а в определенные только на этот день часы и минуты. Тегеран уже объявил, что в этом году он придет в 9.03 тегеранского времени. Именно в этот миг, как принято считать, Солнце войдет в созвездие Овна. А другими словами, Земля на своей годичной орбите в этот миг - в 9.03 тегеранского или 8.33 московского времени - достигнет той точки по отношению к Солнцу, которая известна как «весеннее равноденствие». Затем на всем Северном полушарии день будет заметно прибавлять. Отсюда и название «ноуруз» - «новый день», а точнее «очередное рождение дня».
Ноуруз - не мусульманский праздник. Это древнейший праздник ариев, знаменующий собой циклическое начало летосчисления, начинался (и начинается) он в первый день иранского месяца Фарвардин. Отмечается уже в течение нескольких тысячелетий и своими корнями восходит к зороастризму. Так, для последователей Авесты, священной Книги зороастрийцев, этот год станет 3746 от провозглашения религии Заратуштры.
Ноуруз сегодня - это праздник весны, праздник обновления природы, праздник первой борозды. Сегодня Ноуруз широко отмечается в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции, Индии, Албании, даже в Боснии и Герцеговине и, конечно, во всех странах Центральной Азии и части Закавказья.
У каждого из народов свои традиции, свои национальные тонкости. Но главное - у каждого из народов можно найти такие обычаи празднования этого дня, в которых прослеживаются корни далекого-далекого прошлого зороастризма.
Например, у азербайджанцев, не без основания претендующих на статус свой страны как колыбели зороастризма (Азербайджан - «земля огней»), принято на пятый день праздника - день рождения Заратуштры - прыгать через костер, практически с таким же ритуальным подтекстом, как и у русских, белорусов и украинцев на славянский праздник Ивана Купалы.
Впрочем, у всех, отмечающих Ноуруз, есть другие, общие, «базовые» традиции. Иранские философы не без основания считают, что многие традиции и обычаи Заратуштры нашли свое продолжение в других, более поздних религиях. Например, незадолго до праздника Ноуруз необходимо обязательно привести в порядок жилье и подворье (праздник-то пришел из тех времен, когда подворье было обычным атрибутом), отдать долги и материальные, и духовные. Поскольку Ноуруз не принесет удачи человеку, затаившему злобу или даже обиду на других, все стараются накануне помириться, попросить друг у друга прощения. Чем не христианская Пасха или иудейский Пейсах?
Далее, в Ноуруз принято одеваться в новое платье, поздравлять друг друга с Новым годом - «Да благословен ваш Новый год», желать друг другу мира и добра. Причем «благословен» практически у всех звучит одинаково.
Но самым главным обрядом так и остается приготовление праздничного стола, ставшей уже ритуальной пищи. Все, что выставляется на стол, связано с символикой весеннего возрождения, желаемого плодородия и процветания. Практически у всех народов, за малым исключением, этот ритуал основан на иранской так называемой «хафт син» - «семь С». Предметы на столе делятся на семь групп, каждая из которых в персидском языке начинается с буквы «с». Обычно это зелень «сабзе», проросшие семена злаков «саману», уксус «сэркэ», яблоки «сиб», чеснок «сир», приправа «сумах» и мелкие фрукты «сэнджэд».
Праздник завершается на тринадцатый день: «Сизде Бедар» - «уходящее тринадцатое».
Ноуруз - праздник, прежде всего, семейно-гостевой, и «уходящее тринадцатое» необходимо проводить всем вместе, причем непременно на природе. Заготовленные загодя традиционные блюда вывозятся за город большими группами родственников, близких и просто знакомых, чтобы сообща «разделить хлеб, радость, счастье». Проращенные семена злаков, овощи и фрукты, которыми украшался праздничный стол, опускают в вешние воды, с пожеланиями сбыться своим мечтам. При этом неотъемлемой частью классического иранского Ноуруза являются песни и танцы, в которых первое слово традиционно отдается молодежи.
Есть ещё одна интересная деталь в иранском календаре. Он по степени точности превосходит григорианский. Так называемых добавочных високосных дней в нем меньше. А рассчитал его прославленный в свое время (12 век) математик, а ныне более известный как непревзойденный мастер «рубайи» (четверостиший), зачастую бросавший вызовы постулатам Ислама, Омар Хайям.
Мне говорят: «С любовью гурии прекрасен рай».
А я в ответ: «Люблю я вкус вина, его мне подавай!».
Беру, что есть, а что нельзя пощупать,
Пусть слушают другие, мне ж, что есть, отдай.
С поэзией в Иране всегда все было прекрасно. А этот рубай - как раз под праздник.
Да благословен будет ваш Ноуруз.