Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.
Несмотря на то, что боевые действия с использованием танковых армад на бескрайних просторах - уже история, эта бронетехника все еще остается основной ударной силой сухопутных войск основных армий мира. При этом основными задачами при разработке танка остаются достижения максимальной защищенности, подвижности и огневой мощи. В России исторически эти задачи решались путем разработки новых моделей при активной эксплуатации уже существующих образцов. Потому сегодня наши Вооруженные силы обладают самым разношерстным танковым парком в мире. При соответствующих непомерно высоких затратах на обслуживание.
По мнению генерала армии Николая Макарова, начальника службы вооружения ВС России, скоро ожидается очередной прорыв на фронте отечественного танкостроения. К 2009 г. в российскую армию поступит новый танк - Т-95, значительно превосходящий существующие образцы. По словам Макарова, речь идет о принципиально новой боевой машине с новыми ходовой частью, силовой установкой, вооружением, системами управления огнем, распознавания целей и разведки. Сейчас идут испытания танка, которые планируется завершить в текущем году. Принятие новой машины на вооружение, будем надеяться, приведет к долгожданной унификации в этой оборонной отрасли.
Надо заметить, что Россия - единственная страна в мире, армия которой имеет на вооружении два типа основных боевых танков: газотурбинные Т-80 (Т-80У) и дизельные Т-90 (Т-90С) - одинаковой массы, одинаковых габаритов, во многом с совпадающими тактико-техническими характеристиками. Кроме того, остаются в строю и танки Т-62, Т-64, Т-72 и их модификации, и даже Т-55.
Разнородность нашего танкового хозяйства порождала немало проблем в обеспечении войск горюче-смазочными материалами, запасными частями, инструментом, оборудованием и средствами обслуживания. Да и с экономической точки зрения содержание столь разнообразного парка боевых машин выглядело неоправданно расточительным. Огромное их количество требовало утилизации, ей же подлежали и танковые боеприпасы, а средств на это как не было, так и нет.
По большому счету техническая политика отечественных танкостроителей серьезно не менялась с 60-80-х годов прошлого века, когда были созданы Т-64, Т-72, Т-80. При сравнении их технических параметров (включая Т-80М1 "Барс" и перспективный "Черный орел", который так и не был доведен до серийного производства) обнаруживаются закономерности "вялотекущей" модернизации.
Вместе с тем, поскольку танк был и остается главной ударной силой сухопутных войск, зарубежные государства усиленными темпами вели разработку и производят все новые противотанковые ракетные комплексы. Оснащенные неконтактными взрывателями, они позволяют эффективно преодолевать различные типы динамической защиты. Разрабатываются средства, которые воздействуют и на систему питания двигателя, лишая танк подвижности. Несмотря на высокую огневую мощь современного танка, он не может бороться с воздушными средствами поражения.
Оснащение отечественных машин комплексом, обеспечивающим стрельбу противотанковыми ракетами через ствол пушки, существенно увеличило эффективность танкового вооружения. Дальность поражения составляет более 5 км. Однако это достижение сводится на нет отсутствием современных средств разведки и наблюдения (хотя бы воздушных, не говоря уже о космических), а линии визирования и стрельбы располагаются настолько низко, что увидеть цель из танка, а тем более прицелиться на такой дальности практически невозможно. Нет и качественной связи, что приводит к низкой командной управляемость танковыми подразделениями.
Таким образом, сегодня в российской армии, можно сказать, налицо "танковый кризис", во многом вызванный разнообразием танкового парка.
По мнению главкома сухопутных войск генерала армии Алексея Маслова, окончательное решение проблемы в силу различных причин возможно только в перспективе. Кроме того, он не скрывает явного отставания российских машин в использовании современной электроники. По словам Маслова, "работы по созданию бортовой (танковой) информационно-управляющей системы (БИУС) уже ведутся, и довольно успешно. Правда, их установка на устаревших машинах является слишком дорогостоящей и поэтому нецелесообразной. Внедрить данные разработки планируется на вновь разрабатываемых образцах бронетанковой техники". По словам генерала, даже считающийся вполне современным Т-90 (к 2010 году им планируется перевооружить лишь элитные Кантемировскую и Таманскую дивизии) устарел, и БИУС на нем устанавливаться не будет. То есть российские бронированные машины по-прежнему в боевых условиях будут подобны слепым котятам. Так может быть, ситуацию удастся разрешить с принятием на вооружение Т-95?
Слухи о новом танке ходят уже более 15 лет. Его якобы должны были принять на вооружение еще в 1994 г. Существуют и предположительные описания танка. Он должен иметь двигатель не менее 1500 л.с. - скорее всего многотопливный, дизельный; орудие калибром 135 мм; систему активной защиты, комплекс управления с возможностью интеграции в систему "цифрового поля боя". Корпус и башня будут изготовлены из композитной брони. Важнейшим отличием Т-95 считается новая компоновка с необитаемой башней и размещением экипажа в бронированной капсуле. Однако пока трудно судить, действительно ли на перспективной боевой машине удастся реализовать все эти решения.
Нынешние российские чиновники для оправдания своей деятельности сочинили немало мифов и легенд о сохранении ядра отечественного оборонно-промышленного комплекса. В действительности состояние, в котором он сегодня находится, оценивается как кризисное, и причины такого состояния также хорошо известны. Это старение высококвалифицированных производственных кадров - их средний возраст приближается к пенсионному. В "оборонку" неохотно идут работать выпускники технических вузов. Одна из причин - низкая зарплата. Сегодня в стране никто не готовит и рабочую смену. Ранее с военных заводов не брали в армию. Сейчас такая льгота отменена, и выпускники тех немногих ПТУ, которые еще сохранились, идут работать куда угодно, только не туда, где получить загранпаспорт будет проблемой.
Кроме того, выработанный ресурс основного оборудования в оборонной промышленности - технологических линий и станочного парка - давно перевалил за тридцать лет. Утеряны многие важнейшие технологии, разорваны кооперационные связи. Неконтролируемый рост стоимости энергоносителей опережает рост инфляции и резко превышает назначенные Минэкономразвития дефляторы. Уже сегодня очевидно, что гособоронзаказ на 2006-2015 гг. не будет выполнен ни по номенклатуре, ни по качеству заказанных "изделий".
Сохранению крупномасштабного серийного производства танков в России, возможно, послужит образование бронетанкового холдинга, начавшееся осенью прошлого года. На первом этапе в его состав должны войти акционированные предприятия во главе с ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", 100% акций которого находятся в федеральной собственности. На втором этапе холдинг должен пополниться и полностью частными предприятиями. В том числе "ЧТЗ-Уралтрак", занимающийся разработкой и производством танковых дизельных двигателей.
Однако почти всем предприятиям, включающимся в холдинг, требуется серьезное экономическое оздоровление и техническое перевооружение. И здесь многое будет зависеть от того, насколько активным будет участие государства в этом процессе. Тем не менее, радикально изменить ситуацию вряд ли удастся. Слишком много накопилось проблем в "оборонке" в целом, и в танкостроительной отрасли в частности. Поэтому нет и уверенности, что планы по принятию на вооружение танка нового поколения и разворачиванию его серийного производства удастся претворить в жизнь. Во всяком случае, в декларируемые сроки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции