Рейтинг@Mail.ru
Танковый кризис - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Танковый кризис

Читать ria.ru в
Дзен
Несмотря на то, что боевые действия с использованием танковых армад на бескрайних просторах - уже история, эта бронетехника все еще остается основной ударной силой сухопутных войск основных армий мира.

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, для РИА Новости.

Несмотря на то, что боевые действия с использованием танковых армад на бескрайних просторах - уже история, эта бронетехника все еще остается основной ударной силой сухопутных войск основных армий мира. При этом основными задачами при разработке танка остаются достижения максимальной защищенности, подвижности и огневой мощи. В России исторически эти задачи решались путем разработки новых моделей при активной эксплуатации уже существующих образцов. Потому сегодня наши Вооруженные силы обладают самым разношерстным танковым парком в мире. При соответствующих непомерно высоких затратах на обслуживание.

По мнению генерала армии Николая Макарова, начальника службы вооружения ВС России, скоро ожидается очередной прорыв на фронте отечественного танкостроения. К 2009 г. в российскую армию поступит новый танк - Т-95, значительно превосходящий существующие образцы. По словам Макарова, речь идет о принципиально новой боевой машине с новыми ходовой частью, силовой установкой, вооружением, системами управления огнем, распознавания целей и разведки. Сейчас идут испытания танка, которые планируется завершить в текущем году. Принятие новой машины на вооружение, будем надеяться, приведет к долгожданной унификации в этой оборонной отрасли.

Надо заметить, что Россия - единственная страна в мире, армия которой имеет на вооружении два типа основных боевых танков: газотурбинные Т-80 (Т-80У) и дизельные Т-90 (Т-90С) - одинаковой массы, одинаковых габаритов, во многом с совпадающими тактико-техническими характеристиками. Кроме того, остаются в строю и танки Т-62, Т-64, Т-72 и их модификации, и даже Т-55.

Разнородность нашего танкового хозяйства порождала немало проблем в обеспечении войск горюче-смазочными материалами, запасными частями, инструментом, оборудованием и средствами обслуживания. Да и с экономической точки зрения содержание столь разнообразного парка боевых машин выглядело неоправданно расточительным. Огромное их количество требовало утилизации, ей же подлежали и танковые боеприпасы, а средств на это как не было, так и нет.

По большому счету техническая политика отечественных танкостроителей серьезно не менялась с 60-80-х годов прошлого века, когда были созданы Т-64, Т-72, Т-80. При сравнении их технических параметров (включая Т-80М1 "Барс" и перспективный "Черный орел", который так и не был доведен до серийного производства) обнаруживаются закономерности "вялотекущей" модернизации.

Вместе с тем, поскольку танк был и остается главной ударной силой сухопутных войск, зарубежные государства усиленными темпами вели разработку и производят все новые противотанковые ракетные комплексы. Оснащенные неконтактными взрывателями, они позволяют эффективно преодолевать различные типы динамической защиты. Разрабатываются средства, которые воздействуют и на систему питания двигателя, лишая танк подвижности. Несмотря на высокую огневую мощь современного танка, он не может бороться с воздушными средствами поражения.

Оснащение отечественных машин комплексом, обеспечивающим стрельбу противотанковыми ракетами через ствол пушки, существенно увеличило эффективность танкового вооружения. Дальность поражения составляет более 5 км. Однако это достижение сводится на нет отсутствием современных средств разведки и наблюдения (хотя бы воздушных, не говоря уже о космических), а линии визирования и стрельбы располагаются настолько низко, что увидеть цель из танка, а тем более прицелиться на такой дальности практически невозможно. Нет и качественной связи, что приводит к низкой командной управляемость танковыми подразделениями.

Таким образом, сегодня в российской армии, можно сказать, налицо "танковый кризис", во многом вызванный разнообразием танкового парка.

По мнению главкома сухопутных войск генерала армии Алексея Маслова, окончательное решение проблемы в силу различных причин возможно только в перспективе. Кроме того, он не скрывает явного отставания российских машин в использовании современной электроники. По словам Маслова, "работы по созданию бортовой (танковой) информационно-управляющей системы (БИУС) уже ведутся, и довольно успешно. Правда, их установка на устаревших машинах является слишком дорогостоящей и поэтому нецелесообразной. Внедрить данные разработки планируется на вновь разрабатываемых образцах бронетанковой техники". По словам генерала, даже считающийся вполне современным Т-90 (к 2010 году им планируется перевооружить лишь элитные Кантемировскую и Таманскую дивизии) устарел, и БИУС на нем устанавливаться не будет. То есть российские бронированные машины по-прежнему в боевых условиях будут подобны слепым котятам. Так может быть, ситуацию удастся разрешить с принятием на вооружение Т-95?

Слухи о новом танке ходят уже более 15 лет. Его якобы должны были принять на вооружение еще в 1994 г. Существуют и предположительные описания танка. Он должен иметь двигатель не менее 1500 л.с. - скорее всего многотопливный, дизельный; орудие калибром 135 мм; систему активной защиты, комплекс управления с возможностью интеграции в систему "цифрового поля боя". Корпус и башня будут изготовлены из композитной брони. Важнейшим отличием Т-95 считается новая компоновка с необитаемой башней и размещением экипажа в бронированной капсуле. Однако пока трудно судить, действительно ли на перспективной боевой машине удастся реализовать все эти решения.

Нынешние российские чиновники для оправдания своей деятельности сочинили немало мифов и легенд о сохранении ядра отечественного оборонно-промышленного комплекса. В действительности состояние, в котором он сегодня находится, оценивается как кризисное, и причины такого состояния также хорошо известны. Это старение высококвалифицированных производственных кадров - их средний возраст приближается к пенсионному. В "оборонку" неохотно идут работать выпускники технических вузов. Одна из причин - низкая зарплата. Сегодня в стране никто не готовит и рабочую смену. Ранее с военных заводов не брали в армию. Сейчас такая льгота отменена, и выпускники тех немногих ПТУ, которые еще сохранились, идут работать куда угодно, только не туда, где получить загранпаспорт будет проблемой.

Кроме того, выработанный ресурс основного оборудования в оборонной промышленности - технологических линий и станочного парка - давно перевалил за тридцать лет. Утеряны многие важнейшие технологии, разорваны кооперационные связи. Неконтролируемый рост стоимости энергоносителей опережает рост инфляции и резко превышает назначенные Минэкономразвития дефляторы. Уже сегодня очевидно, что гособоронзаказ на 2006-2015 гг. не будет выполнен ни по номенклатуре, ни по качеству заказанных "изделий".

Сохранению крупномасштабного серийного производства танков в России, возможно, послужит образование бронетанкового холдинга, начавшееся осенью прошлого года. На первом этапе в его состав должны войти акционированные предприятия во главе с ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", 100% акций которого находятся в федеральной собственности. На втором этапе холдинг должен пополниться и полностью частными предприятиями. В том числе "ЧТЗ-Уралтрак", занимающийся разработкой и производством танковых дизельных двигателей.

Однако почти всем предприятиям, включающимся в холдинг, требуется серьезное экономическое оздоровление и техническое перевооружение. И здесь многое будет зависеть от того, насколько активным будет участие государства в этом процессе. Тем не менее, радикально изменить ситуацию вряд ли удастся. Слишком много накопилось проблем в "оборонке" в целом, и в танкостроительной отрасли в частности. Поэтому нет и уверенности, что планы по принятию на вооружение танка нового поколения и разворачиванию его серийного производства удастся претворить в жизнь. Во всяком случае, в декларируемые сроки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала