Иван Захарченко, международный обозреватель РИА Новости
МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Стремление тибетцев к сохранению своей культуры и традиций вызывают уважение, но беспорядки, происшедшие на днях в Лхасе и других городах Китая, вряд ли можно этим оправдать. По сути, в Тибете мы наблюдали чистой воды проявление радикальной, межнациональной розни.
Тибетцы попросту били переселившихся к ним китайцев, а вернее ханьцев, которые составляют основу населения Китая. При этом весьма странными выглядели сообщения мировых средств информации о том, что монахи вышли на мирные демонстрации, но почему-то были сожжены магазины и автомобили.
Кстати, когда то же самое происходило сравнительно недавно в пригородах Парижа, мирными демонстрациями беспорядки никто не называл.
В блоге американской телекомпании Си-Эн-Эн, например, приводились слова молодой женщины, которая попала в больницу, будучи избитой толпой тибетцев только за то, что она была китаянкой.
По данным китайского агентства Синьхуа, во время беспорядков было зафиксировано около 300 локальных пожаров. Китайские власти утверждают, что в ходе беспорядков погибли 13 человек, однако сторонники духовного лидера Тибета в изгнании заявили о 80 погибших и 72 раненых.
Идеологические симпатии, как всегда, преобладают в сознании стороннего наблюдателя, не вдающегося в подробности происходящего. Многие политики на Западе призывали китайские власти к сдержанности. Но при этом никто не призывал тибетцев прекратить избиения переселенцев из других районов Китая.
Дело в том, что Тибет, не без участия Голливуда, уже давно получил репутацию "сказочного царства", в которое мечтают попасть любители экзотики и путешествий, искатели "духовного просветления". Этот благостный стереотип контрастирует в понимании "западного" человека с образом коммунистической идеологии Китая, независимости от которого добиваются тибетские сепаратисты.
Сепаратистом в Китае считают и Далай-ламу - духовного лидера тибетцев, безусловно обладающего авторитетом среди ламаистов всего мира. Хотя он говорит, что не стремится к независимости Тибета, а хочет лишь широкой автономии, правительству в Пекине очень трудно понять, для чего тогда существует правительство Тибета в изгнании. Правда, Далай-лама обещал уйти с поста главы этого правительства, если беспорядки не прекратятся, причем призвал избегать насилия как властей, так и самих тибетцев.
До этого "правительство в изгнании" не отмежевывалось от насильственных действий радикалов, что подкрепляло опасения Пекина.
"Хотя Далай-лама не требует независимости, среди поддерживающих его людей есть радикалы, которые несут значительную степень ответственности за то, что диалог с китайскими властями становится невозможен", - считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Геннадий Чуфрин.
Сейчас Далай-лама состарился и, волей не волей, уже встает вопрос о том, кто будет следующим духовным главой тибетского буддизма. По традиции, путем сложной процедуры священники "угадывают" реинкарнацию (перерождение) ламы после его смерти среди новорожденных детей. Но в ноябре прошлого года, как сообщали газеты, Далай-лама предложил референдум среди тибетцев об изменении многовековой практики, что позволило бы ему самому выбирать преемника.
По мнению некоторых экспертов, проблема в том, что Далай-лама, используя свой авторитет в мире, перешагнул черту исключительно религиозного лидера и включился в активную политику.
Но, возвращаясь к нынешнему проявлению насилия в Тибете, надо отметить, что оно для многих стало неожиданностью: в последние годы центральное правительство Китая вложило колоссальные средства в развитие Тибетского автономного района, с 2002 года велись переговоры с представителями Далай-ламы, большую свободу получили служители религиозного культа.
Почему беспорядки произошли в Тибете именно сейчас? Обращает на себя внимание стечение, прежде всего, двух обстоятельств - предстоящая в августе Олимпиада в Пекине и одностороннее провозглашение независимости Косово, населенного преимущественно албанцами края Сербии. Сепаратисты-албанцы при поддержке Запада вели многолетнюю вооруженную борьбу против сербов и теперь обрели признание со стороны США, Великобритании и других западных стран.
Не исключено, что радикально настроенные сепаратисты в Тибете также использовали антиханьские настроения в обществе для организации беспорядков, зная, что китайским властям как никогда нельзя допустить обострения ситуации в преддверии Олимпийских игр, когда весь мир смотрит сейчас на Китай.
Есть и еще одно обстоятельство - намеченные на 22 марта выборы главы администрации самоуправляемого острова Тайвань и референдум о вступлении его в ООН в качестве самостоятельного государства. Кандидаты в "президенты" Тайваня уже используют ситуацию в Тибете в предвыборной кампании.
Некоторые наблюдатели считают, что насильственная форма протеста в Тибете явно была кем-то спровоцирована для того, чтобы раздуть вражду между народами, населяющими Китай, и привлечь внимание мировой общественности к его проблемам на фоне проведения в августе Олимпийских игр в Пекине.
Но никакая провокация не могла подействовать, если бы в Тибете все было в порядке. Одна из возможных проблем - наплыв в заброшенный прежде район в Гималаях ханьцев, которые преуспевают в торговле и бизнесе. Это может вызывать недовольство у местного населения и время от времени выливаться в насильственные действиях против приезжих. Впрочем, такая ситуация весьма характерна не только для Китая.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил большую важность того, что китайские власти позволили национальным меньшинствам "беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды" наряду с содействием экономическому развитию высокогорного района. Но нынешняя вспышка насилия в Тибете, как полагает ученый, могла произойти из-за каких-то трений местных властей с тибетским населением и, прежде всего, монахами.
На какой почве могли возникнуть такие трения, сказать трудно из-за недостаточности информации из Тибета. Доступ к ней иностранцев крайне ограничен, и многие тибетские источники в Интернете были заблокированы властями из опасений, что неосторожные сообщения могут привести лишь к эскалации насилия.
Правительство Китая подчеркивает, что полиция и военные не применяли оружия против участников протестов, а некоторые монахи умышленно калечили друг друга, а потом фотографировались для того, чтобы произвести сенсацию в мире. Такие методы, как правило, срабатывают.
Но что будет дальше? Эксперты полагают, что ситуация в Тибете не выйдет из-под контроля и китайское центральное правительство сможет найти способ ее урегулирования с учетом приближающейся Олимпиады. Что же касается внешних наблюдателей, то им следует остерегаться поспешных выводов и реакции на происходящее в Тибете, чтобы не осложнить обстановку и не стимулировать межнациональную конфронтацию в Китае.