Наргиз Асадова, обозреватель РИА Новости.
В преддверии саммита НАТО в Бухаресте в рамках совместного проекта РИА Новости и Эха Москвы прозвучали два интервью с влиятельными представителями интеллектуальных и политических элит США, представляющих при этом два противоположных лагеря - демократический и республиканский. Один из них - известный политолог и дипломат, советник по международным вопросам кандидата в президенты США Барака Обамы - Збигнев Бжезинский. Второй - влиятельный американский дипломат Джон Болтон, который после ухода с поста спецпредставителя США в ООН на время перешел в аналитический институт American Enterprise Institute, считающимся самым близким к администрации Буша. Советник Барака Обамы Збигнев Бжезинский и Джон Болтон, который, возможно, будет играть не последнюю роль в президентской администрации республиканца Джона Маккейна, по-разному смотрят на многие международные проблемы. Однако, вряд ли стоит ожидать кардинальных перемен в американской внешней политике после выборов в ноябре этого года.
Пожалуй, главным различием во взглядах на внешнюю политику между республиканцами и демократами можно считать войну в Ираке. Если республиканцы, и в частности Джон Больтон, считают, что война в Ираке - это часть борьбы с международным терроризмом, который является одной из главных угроз США. По словам республиканского кандидата в президенты Джона Маккейна, американские войска должны оставаться в Ираке до победного конца, даже если это займет еще сто лет. В тоже время демократы выступают скорейшее окончание войны в Ираке. «Нас втягивают в гражданскую войну другой страны, войну, в которой мы не можем победить», -- заявила недавно кандидат демократической партии Хиллари Клинтон. Советник Барака Обамы доктор Бжезинский уверен, что президент-демократ выведет американские войска из Ирака до конца 2009 года.
Расширение НАТО относится к тем вопросам, которые объединяют демократа Збигнева Бжезинского и республиканца Джона Болтона. Оба они являются сторонниками расширения Северо-Атлантического альянса. Однако, если автор «Великой шахматной доски» считает, что главная цель расширения НАТО, как и во времена Холодной войны, сводится к «обеспечению безопасности по разделительной линии между Атлантическим сообществом и Россией». То Джон Болтон убежден, что «НАТО должно быть открыто для расширения по всему земному шару и не ограничиваться только странами Североатлантического региона». Причем, Болтон считает, что Россия также могла бы стать членом НАТО, если бы не «ретроградные взгляды» российского общества. «Россия и Запад должны искать совместную структуру безопасности. России, как и другим странам, угрожает исламский экстремизм», -- говорит Джон Болтон.
Исламский экстремизм, ядерная программа Ирана и Северной Кореи, а также увеличение количества стран, получивших доступ к баллистическому оружию, нынешняя администрация называет в числе главных угроз США и их союзникам. Создание третьего позиционного района ПРО в Европе -- одна из важнейших мер в стратегии безопасности США. «Я считаю, чтобы у США была система против государств-изгоев. США должны снова, как в 2001 году, предложить России присоединится к научно-техническому сотрудничеству в области противоракетной обороны», -- заявил Джон Болтон. На этой неделе госсекретарь США Кондолиза Райс и министра обороны США Роберт Гейтс на встрече 2+2 в Москве подтвердили намерение США приступить к установке радара в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше.
Со своей стороны, советник Барака Обамы Збигнев Бжезинский (кстати, также как и советница Хиллари Клинтон Мадлен Олбрайт) заявляет о том, что идея развертывания ПРО в Европе может быть пересмотрена. Хотя никто из них так и не уточнил, какие именно изменения могут произойти в этой области при демократической администрации. Не стоит также забывать, что решение о размещении американской системы ПРО в Европе было принято именно при президенте-демократе Билле Клинтоне. Кроме того, если в ноябре 2008 года на президентских выборах победит демократический кандидат, в наследство от администрации Буша, скорее всего, ему достанется уже заключенные двусторонние договоры с Польшей и Чехией. Оба договора должны быть подписаны до конца президентского срока Джорджа Буша. И в обмен на согласие Варшавы и Праги разместить на своей территории элементы американской ПРО, США берут на себя некие обязательства, которые должен будет выполнять будущий президент. В частности, по данным польской газеты «Выборча», в обмен на установку ракет-перехватчиков в Польше, США обязуются поставить Польше противоракетные комплексы и более чем 100 ракет, и всячески содействовать модернизации польской армии. Ожидается, что в течение двух лет США потратит в Польше $2 миллиарда, из них порядка $600 - 700 миллионов будут выплачены польским компаниям, которых США могут нанять в качестве субподрядчиков.
Еще одно важное совпадение во взглядах истеблишмента демократической и республиканской партии - отношение к деятельности Совбеза ООН. Джон Болтон убежден, что было бы ошибкой полагать, «что все решения на международной арене должны приниматься только с резолюции СБ ООН». «Нас часто критикуют за то, что какие-то решения проводятся в интересах США без утверждения Советом безопасности. Это происходит довольно часто, допустим, свержение Саддама Хусейна, тогда Германии и России это не нравилось, но это произошло», -- говорит господин Болтон.
Судя по ответу Збигнева Бжезинского на вопрос о независимости Косово, которую он назвал «болезненной необходимостью», советник господина Обамы также готов к решению международных проблем в обход СБ ООН. «Мы применяем силу, потому что мы - Америка,» -- говорила госсекретарь США Мадлен Олбрайт, когда демократическая администрация Билла Клинтона приняла решение бомбить Белград и Косово в 1999 году, без резолюции СБ ООН.
Россия занимает далеко не первое место в американской внешней политике. Главным, и едва ли не единственным, направлением сотрудничества с Россией представители обеих партий США видят создание системы безопасности. Судя по всему, Россия уже осознала неизбежность установления американской системы ПРО в Европе. «Хотя мы по-прежнему считаем, что лучший способ снять наши озабоченности -- не иметь третьего позиционного района. Но раз уж США будут это реализовывать, то те предложения, которые мы рассчитываем получить на бумаге, показались нам важными и полезными для минимизации наших озабоченностей», --заявил глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи 2+2 в Москве. Теперь важнейшая задача США -- добиться подписания нового соглашения с Россией об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции