На парламентских слушаниях, состоявшихся 13 марта в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский заявил, что Россия может поставить вопрос об изменении статуса непризнанных республик Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье на "отложенный статус". По оценке полпреда Южной Осетии в РФ Дмитрия Медоева, это может свидетельствовать о частичном признании независимости Южной Осетии со стороны России.
Отложенный cтатус отделяющейся территории - отложенный (законсервированный) на неопределенное время вопрос определения того, каким именно будет окончательный, постоянный статус этой территории.
Фактически является инструментом политико-правового урегулирования для отделяющейся территории, при котором обе стороны придерживаются полностью своей позиции, но отношения между ними так или иначе регулируются определенными соглашениями и договоренностями локального применения. Между сторонами наличествует устойчивый и долголетний переговорный процесс, который в конце концов выходит на итоговую компромиссную формулу.
Иногда вместо термина "отложенный статус" используется термин "переходный статус".
Случаи применения "отложенного статуса"
В 1986 году Генеральной ассамблеей ООН в число несамоуправляемых территорий, чей статус должен быть определен путем референдума, была включена Новая Каледония. Однако результаты рефрендума, проведенного в 1987 году, не были признаны легитимными по причине бойкота последнего со стороны островного аборигенного населения. В 1988 году - после ряда столкновений - между сторонами было заключено соглашение об определении конечного статуса Новой Каледонии через десять лет путем нового референдума.
13 сентября 1993 года в Вашингтоне (США) премьером-министром Израиля Ицхаком Рабином и председателем Палестинской автономии Ясиром Арафатом было подписано Соглашение о принципах предварительного урегулирования израильско-палестинского конфликта (также известное под названием "Осло-1" - вся предварительная работа по подготовке соглашения была проведена именно в столице Норвегии).
На окончательное урегулирование ситуации отводилось пять лет, а израильская сторона обязалась поэтапно выводить свои вооруженные силы с палестинской территории и постепенно передавать властные полномочия палестинской администрации. Основным обязательством палестинской стороны было прекращение террористической деятельности. Решение же вопросов, касающихся окончательного статуса Иерусалима и судьбы еврейских поселений и палестинских беженцев, откладывалось на заключительный этап действия соглашения.
31 августа 1996 года в Хасавюрте (Дагестан, Россия) секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем (по поручению Президента РФ Бориса Ельцина) и начальником штаба чеченских вооруженных формирований Асланом Масхадовым (по поручению президента самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерии Зелимхана Яндарбиева) было подписано совместное заявление о разработке "Принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой". Итогом достигнутых договоренностей стало прекращение военных действий в Чечне и вывод федеральных войск с ее территории, а также отложение вопроса о статусе территории до 31 декабря 2001 года.