Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Франция обещала России посодействовать в подписании нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - Европейский Союз. Об этом заявил на прошедшем 11 марта в Париже заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности министр иностранных и европейских дел Бернар Кушнер. Поскольку дать такое обещание без предварительного согласования с президентом Николя Саркози он не мог, то новости здесь сразу две: хорошо, что Париж обещал помочь, и вдвойне хорошо, что это обещание будет выполнять не просто президент Франции Саркози, но президент Саркози-председатель ЕС. Париж заступает на этот переходящий каждые полгода пост с 1 июля этого года.
С оформлением нового состояния партнерства и сотрудничества мы уже давно запоздали. Срок действия старого, 10-летнего соглашения истек еще в конце ноября 2007 года, а переговоры по новому документу так и не начались. Стопорила дело Польша из-за введения Россией эмбарго на поставки «нехорошей» польской свинины еще в ноябре 2005 года. Но это была Польша братьев Качиньских (президента Леха и премьера Ярослава). Новый премьер страны Дональд Туск уже объявил о скором снятии эмбарго и, следовательно, разблокировании процесса нового оформления российско-европейских отношений.
Это будет уже само по себе делом сложным, поскольку для этого нужно получить «да» всех 27 членов ЕС. Но важно, что начало процессу на нынешнем Совете сотрудничества в Париже положено. В заседаниях совета участвовали министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр обороны Анатолий Сердюков и их визави, Бернар Кушнер и Эрве Морен. С министрами встретился президент Николя Саркози.
Конечно, наивно было бы полагать, что Россия так уж надеется на формирование некоего «нового конкордата» с Францией Николя Саркози и то, что именно с его помощью она пробьет себе статус «законного партнера» ЕС взамен уже фактически утраченного. Но, с другой стороны, председательство в ЕС - это не такая уж чистая формальность, как может показаться. Кто бы из лидеров не заступал на этот полугодовой пост, он всегда стремится отметиться чем-либо выдающимся или, по крайней мере, заметным. А чем не заметное событие - устроить «повторный брак» России с расширенным Европейским Союзом? Благо, что внутри Старого Света все хорошо понимают, что жить дальше рядом с таким колоссальным рынком сбыта товаров и услуг, энергетическим супер-гигантом, каковым является Россия, не оформив новый акт «гражданского состояния», будет все труднее и труднее.
Собственно, мы сейчас уже подошли к тому, что этот самый акт надо даже не оформлять заново, а строить совершенно новую структуру отношений. Модернизированный «брачный контракт» на манер документа, подписанного в 1994-м еще Борисом Ельциным на греческом острове Корфу и вступившего в силу в 1997-м (его затормозила первая чеченская война) - это уже не подойдет. И дело здесь не только в том, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией заключалось с 12-ю странами, а сейчас их уже 27. Хотя уже по одной только этой причине его надо коренным образом пересматривать: из кое-как сидевшей рубашки оно на сегодня уже превратилось почти в смирительную. Россия, входившая в «состояние партнерства и сотрудничества» на Корфу, входила в него почти на птичьих правах. А из нашумевшей речи Путина в Мюнхене в прошлом году стало совершенно ясно, что она свои права теперь намерена вернуть.
Кто и что бы ни говорил о нынешнем состоянии отношений ЕС-Россия, какие бы восторги о «высокой степени сотрудничества» и «дальнейшего расширения..., укрепления..., консолидации...» не звучали, факт остается фактом: отношения между Брюсселем и Москвой по сути, в последние годы свелись к переписке между бюрократическими структурами и обменом декларациями о намерениях.
Чудесной иллюстрацией того, как шли, или, вернее, как хромали наши отношения, может быть то, как мы заблудились в «четырех пространствах», которые еще в 2003 году на саммите в Петербурге решили совместно активно осваивать: общее экономическое пространство, общее пространство свободы, внутренней безопасности и правосудия, общее пространство внешней безопасности и общее пространство науки, технологий и образования. В 2005 были даже разработаны «дорожные карты» к освоению этих пространств, но где они теперь, эти карты...
Собственно, к чему хотела бы прийти Россия, ясно. Москва стремится в настоящее время перейти от просто партнерства и сотрудничества к заключению соглашения о стратегической ассоциации или даже о стратегическом союзе. При этом было бы хорошо выделить, так сказать, в «отдельные производства» многие направления связей. Например, отдельно заключить договоры о сотрудничестве в энергетической области, отдельно - в транспортной, отдельно - в сельском хозяйстве. При такой структуризации «буферным странам» (в первую очередь Балтия и Польша) ЕС будет очень трудно ставить препоны на пути расширения экономических связей с Москвой.
В подобного рода перестройке нет ничего из ряда вон выходящего. По сути дела то, что предлагает Брюсселю Москва, представляет собой видоизмененную копию договорных отношений Брюсселя с США. Правда, консерваторы внутри ЕС и «новички» с еще не излеченным «синдромом жертв» советской гегемонии до сих пор настаивают на том, чтобы держать Москву на расстоянии «вытянутой руки», но есть и много тех, кто полагает обратное. Саркози, похоже, принадлежит к последнему лагерю.
Посмотрим, поможет ли на деле устроить новые отношения России с ЕС энергичный Николя Саркози. Почему бы и нет - ведь речь идет о его вкладе в роль новой «Франции Саркози» в новую «Европу Саркози», а это почти святое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции