Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Наделавший много шума, арест бизнесмена российского происхождения Виктора Бута может дать старт одному из самых громких шпионско-политических скандалов последнего десятилетия между Россией и Западом. Его обвиняют в нелегальных поставках оружия различным террористическим организациям и движениям. В ряде западных СМИ утверждается, что Виктор Бут действовал с одобрения и под контролем российских спецслужб.
16 августа 1996 года с ВПП аэродрома Кандагара взлетел Ил-76. Самолет с российским экипажем, посаженный истребителем МиГ-21 ВВС Талибана на этом аэродроме годом раньше - 2 августа 1995, вез партию оружия Северному Альянсу.
«Побег из Кандагара», по истории которого был в итоге снят фильм, стал одним из самых заметных событий истории России 90-х годов. Однако, инцидент с посаженным в контролируемом талибами городе Ил-76, был замечен и на Западе. Именно тогда на международном уровне прозвучало имя Виктора Бута - по версии ООН и Госдепа США именно он зафрахтовал транспортник компании «Аэростан» для перевозки оружия Северному Альянсу.
Впоследствии Виктор Бут станет известен как один из главных, по мнению Запада, оружейных контрабандистов на планете. После 11 сентября 2001 года Бута обвинят в поставках оружия Осаме Бен Ладену. В ряде СМИ распространялись утверждения о том, что он, якобы, поставлял «главному террористу на планете» химическое оружие.
Бута обвиняют также в поставках оружия в Либерию, Конго, Анголу, Ирак, Колумбию и многие другие страны третьего мира, охваченные вооруженными конфликтами. Источниками этого оружия называют в основном военные склады стран Восточной Европы, оставшиеся после крушения Организации Варшавского Договора.
Бизнес Бута, контролирующего несколько различных авиакомпаний, оснащенных, преимущественно, военно-транспортными самолетами советского производства, многие сравнивают с деятельностью знаменитой авиакомпании «Эйр Америка», в ходе Вьенамской войны использовавшейся ЦРУ для скрытых поставок оружия в страны Юго-восточной Азии. Согласно этой версии, российский бизнесмен поставлял оружие тем движениям и правительствам, которые пользовались поддержкой российских спецслужб. Следует отметить, что сам Бут всегда отрицал свою причастность к контрабанде оружия, утверждая, что не может знать, какой груз перевозится на зафрахтованных у него самолетах.
В настоящее время Бута обвиняют в поставках оружия, прежде всего - переносных зенитно-ракетных комплексов - колумбийскому движению РВСК (FARC), ведущему борьбу против правительства страны. Особое внимание к этому инциденту привлекает конфликт, разгоревшийся между Колумбией и Эквадором из-за уничтожения вооруженными силами Колумбии лагеря РВСК на территории Эквадора. В конфликт также вмешалась Венесуэла, пригрозившая Колумбии войной, в случае попытки провести аналогичную операцию на ее территории. Дополнительно следует отметить, что оба противника Колумбии - Эквадор и Венесуэла - придерживаются антиамериканских позиций, в то время как правительство Колумбии поддерживает США.
6 марта 2008 года «оружейный барон», как многие стали называть Виктора Бута после выхода на экраны одноименного фильма с Николасом Кейджем в главной роли, был, по сообщению агентства France Presse, арестован сотрудниками американских правоохранительных органов, выдававшими себя за боевиков движения FARC, и помещен в таиландскую тюрьму. Предполагается, что в ближайшее время он будет выдан для суда в США.
Несколькими днями раньше, 28 февраля 2008 года, международный ордер на арест Виктора Бута был выписан Бельгией, обратившейся за помощью в Интерпол. Власти Бельгии обвиняют Бута в поставках оружия различным террористическим организациям, включая «Аль-Каиду».
Где будут судить Бута - пока точно не ясно. Относительно уверенно можно предполагать, что Таиланд, скорее всего, выдаст арестованного бизнесмена в США, однако в расклад могут вмешаться самые разные силы, включая Россию, которая также может потребовать выдачи своего гражданина для суда по российским законам и на своей территории. В любом случае, нас ждет увлекательный и интересный процесс, поэтому продолжение наверняка - следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции