Рейтинг@Mail.ru
7 марта - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

7 марта

Читать ria.ru в
Дзен
1960 - в СССР сформирована первая группа космонавтов.
1765 - родился Жозеф Нисефор Ньепс, один из создателей фотографии.
1803 - умерла Прасковья Ивановна Жемчугова, крепостная актриса, в замужестве графиня Шереметева.

                                                            

48 лет назад (1960) в СССР сформирована первая группа космонавтов

     Вскоре после запусков первых искусственных спутников Земли, летательных аппаратов с живыми существами стало очевидно, что в нашей стране созданы все необходимые научно-технические предпосылки для полета человека в космос. Ученые и конструкторы космических систем во главе с С.П.Королевым приступили к решению проблемы пилотируемых космических полетов. В мае 1958 года С.П.Королев рассмотрел предложения проектного отдела, возглавляемого М.К.Тихонравовым, о создании тяжелого спутника для полета человека в космос. 5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а 22 мая 1959 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 сантиметров, вес - до 75 килограммов, отличное здоровье. Сам же набор начался в августе 1959 года. По авиачастям были направлены группы врачей (по два человека) Института авиационной медицины, которые начали «бумажную» часть отбора - просмотр медицинских книжек летчиков. Всего были просмотрены медицинские книжки трех с половиной тысяч человек. По медицинским показателям, служебным характеристикам и по соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек. Одним из основных принципов, которым руководствовались комиссии, являлся принцип строгой добровольности. На собеседовании, по воспоминаниям космонавтов, многим задавали ставшим знаменитым вопрос: «На новой технике полетать хотите?». Несмотря на то, что цель отбора знали только командиры дивизий, почти все догадывались, о какой технике идет речь. Но открыто об этом не говорилось, кандидатам даже не разрешалось разглашать сам факт собеседования. Согласившихся кандидатов ждал первый этап медицинского обследования, который проводился обычно в гарнизонном госпитале. Следующий этап отбора начался в октябре 1959 года. Кандидатов вызывали в Москву, на стационарное обследование в Научно-исследовательский авиационный госпиталь (НИАГ), проходившее в два этапа: клиническое обследование в объеме врачебной экспертизы лиц летного состава истребительной авиации и психофизиологическое обследование. Кроме всевозможных анализов и осмотров кандидатов подвергали так называемым «нагрузочным пробам» - выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, проверяли устойчивость организма к гипоксии и перегрузкам. Окончательное экспертное медицинское заключение выносила Главная медицинская комиссия. 11 января 1960 года было принято решение о создании Центра подготовки космонавтов: начальник Главного штаба ВВС К.А.Вершинин подписал директиву «О формировании штатов Центра подготовки космонавтов». В документе оговаривалось планируемое число космонавтов - 20 человек. К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора. После мандатной комиссии кандидаты вновь разъехались по своим гарнизонам в ожидании вызова в Москву. 3 марта 1960 года появился приказ МО СССР «Временное положение о космонавтах», на основании которого определялись статус и обязанности космонавта. В марте 1960 года в Центр прибыли первые двадцать будущих космонавтов из числа военных летчиков, а через год состоялся первый в мире полет в космос Юрия Гагарина.

130 лет назад (1878) родился Борис Михайлович Кустодиев,  русский художник

     Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е.Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева - портретиста. В 1906 году он стал членом объединения «Мир искусства». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане - «русские Венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина) подобны красочным снам о старой России. Кустодиев смело «мешал все стили и жанры»: портрет и пейзажи, сказочные фантазии, гротеск и бурлеск, истинную монументальность с карикатурой, широту декоративного чувства с педантичной «этнографией». Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Какая глупость! Все мои картины сплошная иллюзия...». Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка («Большевик»). Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова; «Русь» Е.И.Замятина) и сценографии («Блоха» Замятина в МХТ). Умер Борис Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

 

100 лет назад (1908) родилась Анна Маньяни, итальянская актриса

     Анна Маньяни родилась 7 марта 1908 года в Риме. Училась в школе декламации академии «Санта-Чечилия» в Риме. В середине 1920-х годов работала в труппе В.Чимары. В 1934 году снялась в кино ( фильм «Слепая из Сорренто»), но дебют прошел незамеченным. В 1941 году режиссер В.Де Сика пригласил Маньяни на главную роль в фильме «Тереза - Пятница». В нем Маньяни впервые создала образ женщины из народа, привлекательный своей непосредственностью, темпераментом, искренностью. В 1941 году Маньяни выступала на эстраде с известным итальянским комиком Тото. В 1945 году снялась в роли Пины в фильме «Рим - открытый город» (режиссер Р.Росселлини), появление которого ознаменовало рождение неореализма в послевоенном итальянском кино. Маньяни оказалась актрисой, способной наиболее полно выразить идейные и эстетические принципы неореализма. В ее исполнении сочетались патетика и комедийность. В 1946-1947 годах снялась в фильмах «Бандит», «Депутатка Анджелина». В фильме «Мечты на дорогах»(1948) создала трагикомический образ женщины, измученной нуждой и необходимостью соблюдать видимость благополучного буржуазного существования. В смешных и печальных перипетиях Маньяни  получила возможность еще раз раскрыть близкую ее творчеству лирическую тему - естественность порыва к счастью. В том же 1948 году Маньяни снялась в фильме Росселлини «Любовь». В картине «Самая красивая» (1951, режиссер Л.Висконти) Анна Маньяни сыграла Маддалену, женщину из низов, стремящуюся к счастью; эта тема, как и в фильме «Мечты на дорогах», получает в ее исполнении трагикомическое преломление. Героиня Маньяни хочет сделать свою маленькую дочь «кинозвездой». Она добивается цели, но отказывается от осуществления мечты во имя своего человеческого достоинства. К значительным работам актрисы относится и картина «Золотая карета» (1953, режиссер Ж.Ренуар). В середине 1950-х годов Маньяни снялась в Голливуде в фильмах «Татуированная роза» (премия Оскар) и «Дикий ветер», затем в Италии сыграла главную роль в фильме «Сестра Летиция» (1957), создав образ гуманной монахини - воспитательницы в детском интернате. В картине «Ад посреди города»(1959) сыграла одну из заключенных женской тюрьмы. Искусство Маньяни глубоко национально как по характерам ее героинь, так и по манере исполнения. Крупнейшая работа актрисы в 1960-е годы - роль римской проститутки в фильме «Мама Рома»(1962, режиссер П.Пазолини), пытающейся ради любви к сыну изменить образ жизни. Актриса с огромным драматизмом раскрыла силу материнской любви и человечность своей героини. Снялась также в фильме С.Крамера «Тайна Санта-Виттории»(1968). С начала 1970-х годов работала на ТВ, где сыграла в сериале «Три женщины». Последнее появление актрисы на экране - маленький эпизод в фильме Ф.Феллини «Рим» (1972). Умерла Анна Маньяни 26 сентября 1973 года.

205 лет назад (1803) умерла Прасковья Ивановна Жемчугова, крепостная актриса, в замужестве графиня Шереметева
     Прасковья Жемчугова родилась 31 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца Горбунова, получившего со временем фамилию Ковалев, и в неполные восемь лет была взята к графскому двору отца Н.П.Шереметева. Обучалась иностранным языкам, пению, музыке (играла на гитаре, клавесине, арфе). Обладала лирико-драматическим колоратурным сопрано. В 1779 году на сцене крепостного театра в Кускове дебютировала в роли служанки Губерт в комической опере А.Гретри «Испытание дружбы». После удачного дебюта Шереметев в 1780 году поручил Ковалевой главную роль Белинды в опере А.Саккини «Колония, или Новое поселение». В этом спектакле актриса впервые появилась под фамилией  Жемчугова, поскольку Шереметев решил заменить «мужицкие» фамилии своих актрис новыми, по названиям драгоценных камней. После роли Белинды Ковалева-Жемчугова была переведена на положение первой актрисы театра. Игра Жемчуговой отличалась яркой эмоциональностью, приподнятостью, драматической напряженностью; она исполняла роли широкого диапазона - в комедиях, драмах, комических операх. Среди ее ролей - Луиза («Беглый солдат» Седена), Лоретта («Лоретта» Д.Малзевилля), Розетта («Добрая девка» Пиччини), Анюта («Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычева), Инфанта («Инфанта» З.Паизиелло), Анюта («Три откупщика» Дезида-Монвеля) и другие. Вершиной творчества актрисы стала роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Выступив в этой роли впервые в 1785 году, Жемчугова играла ее в течение 12 лет - небывалый случай в истории крепостного театра. Значительной считается роль Алины («Царица Голкондская» Седена): присутствовавшая в Кускове на спектакле императрица Екатерина пожаловала Жемчуговой бриллиантовый перстень. В конце 1880-х годов крепостных актеров стали учить артисты труппы Медокса (женской частью труппы Шереметева руководила М.С.Синявская). В 1795 году театр был переведен из Кусково в Останкино, где построены театральные помещения, оснащенные по последнему слову техники и моды. Тогда же состоялась премьера оперы «Взятие Измаила», Жемчугова выступила в роли плененной турчанки Зельмиры. С этого момента Останкино становится одним из центров художественной жизни Москвы, репертуар театра пополняется русскими комическими операми. В период наивысшего расцвета театра у  Жемчуговой  открылась чахотка. Спектакли временно прекратились, но в 1797 году, по случаю приезда Павла I, были показаны «Самнитские браки». В 1798 году Шереметев дал вольную  Жемчуговой и всей семье Ковалевых. Понимая, что здоровье не позволит  Жемчуговой вернуться на сцену, граф закрыл театр. В 1801 году Шереметев в строжайшей тайне венчался с Жемчуговой. В феврале 1803 года Прасковья   Ивановна родила сына, а в ночь на 7 марта скончалась. Похоронена в фамильном склепе Шереметевых. В память о покойной в Москве на Сухаревой площади было сооружено здание «странноприимного дома», который должен был «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое» (ныне здесь находится НИИ скорой помощи имени Н.Склифосовского).

 

243 года назад (1765) родился Жозеф Нисефор Ньепс, французский изобретатель, один из создателей фотографии

     Нисефор Ньепс родился 7 марта 1765 года во французском городе Шалоне в богатой семье. Его отец был советником короля, а мать - дочерью известного юриста. Интерес к изобретательству проявился у Ньепса еще в детстве, но он стал армейским офицером. Из-за плохого здоровья вышел в отставку и несколько лет был в Ницце государственным чиновником. В 1801 году возвратился в Шалон и посвятил всю дальнейшую жизнь научным исследованиям. Ньепс много лет занимался улучшением способа плоской печати - литографии, изобретенной А.Зенефельдером в 1796 году. Изучая различные светочувствительные вещества, он обнаружил, что если чистый кристаллический йод подвергнуть возгонке, а затем пары его сублимировать на серебряную пластинку, то такая пластинка становится светочувствительной. Ньепс в то время не мог понять, что в этом случае образуется светочувствительное йодистое серебро. Учитывая то обстоятельство, что изображение получалось при экспонировании в камере-обскуре слабо контрастным, Ньепс пришел к заключению, что йод непригоден для получения изображении окружающих предметов. Это побудило изобретателя направить свои усилия на исследование асфальта-смолы природного органического происхождения, который обладал хорошей растворимостью в некоторых растительных маслах, например, в лавандовом масле. Светочувствительный асфальт наносился тонким слоем на цинковую или оловянную пластину, которая затем экспонировалась в камере-обскуре с очковой линзой. При действии света асфальт терял растворимость и становился твердым. В лавандовом масле происходило растворение асфальта только в участках, где не действовал свет. Затем после обработки в лавандовом масле цинковая пластина травилась азотной кислотой на определенную глубину и после этого остатки затвердевшей смолы удалялись с ее поверхности. Полученные на пластине углубления заполнялись типографской краской с помощью валика. Прикладывая сверху лист бумаги, можно было получить одноцветное позитивное изображение. Несмотря на очень низкую светочувствительность асфальта (выдержка на прямом солнечном свете достигала 6-8 часов), Ньепс считал, что предложенный процесс может быть с успехом применен для изготовления типографских клише картин, рисунков, чертежей. В 1825 году он опубликовал свое открытие, назвав его гелиографией. Однако предложенный процесс как чисто фотографический метод широкого развития не получил. В 1829 году Ньепс заключил договор с Л.Ж.Дагером, художником-декоратором в опере и владельцем Парижской диорамы, о совместной работе по усовершенствованию изобретения. Используя опыт Ньепса, Дагер после его смерти продолжил разработку процесса получения неисчезающего изображения и к 1839 достиг успеха, положив начало фотографии.

 

133 года назад (1875) родился Морис Равель, французский композитор
     Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. Окончил Парижскую консерваторию по классу фортепиано. В последний год обучения попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его рекомендации Равель сочинил цикл произведений на испанские темы - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». В начале 1900-х годов наступает бурный расцвет в творчестве композитора. В эти годы им созданы опера «Испанский час», балеты «Дафнис и Хлоя», «Аделиада», «Сон Флорины», «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра, струнный квартет, фортепианные произведения «Игра воды», «Отражения», «Сонатина», «Призраки ночи». Творчеству Равеля этого периода присущи поиски новых жанров, сюжетов, новой сферы образов. В нем уже определяются черты зрелого стиля, стремление к целостности композиционного замысла. Творчество Равеля 1920-х годов интересно обращением к новым для композитора жанрам: это соната для скрипки и виолончели, «Цыганская рапсодия» для скрипки с оркестром, опера-балет «Дитя и волшебство», большое количество вокальных произведений. По заказу русского дирижера С.Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М.Мусоргского. Все это происходит во время работы Равеля над самым его известным произведением - «Болеро» для оркестра. В этом произведении композитор соединил классические традиции с ритмами испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар. В последние годы жизни из-за тяжелой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) Равель практические прекратил творческую деятельность. Последнее произведение тяжело больного композитора - «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф.И.Шаляпина. Морис Равель умер 28 декабря 1937 года  в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала