Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Папа Римский Бенедикт XVI благословил создание постоянного инструмента прямого межконфессионального диалога между католическими и мусульманскими богословами и религиозными деятелями. Первый "Католическо-мусульманский форум", как было объявлено 5 марта Ватиканом, пройдет в Риме 4-6 ноября этого года. Договорились об этом с представителями Святого Престола пять членов мусульманской делегации от "умеренного крыла" ислама. Они представляли почти все основные течения этой мировой религии и богословов из более чем 40 мусульманских стран.
В римской курии, кажется, уверены в том, что уже первая встреча будет успешной. Иначе бы здесь не было возглашено, что ее участников примет сам Викарий Христа, и даже объявлено о проведении второй аналогичной конференции в 2010 году в неназванной пока мусульманской стране.
Первый этап мусульманско-католического эксперимента по прямому общению в Риме обретет вид семинара на тему «Любовь к Богу, любовь к соседу». Уже из названия понятно, какая ставится «сверхзадача» перед новой структурой: попытаться на основе общих и для мусульманской, и для христианской веры заветов о любви к Господу (он же - Аллах, Милостивый и Милосердный), а также к ближнему своему, найти точки соприкосновения на «стыке вер» и наставить общую многомиллиардную паству на дорогу к «взаимному уважению и пониманию». А в случае чего и корректировать шаги «заблудших». Как объявили мусульманские участники ватиканской встречи, форум, между плановыми заседаниями, может быть в любое время «активирован при возникновении чрезвычайных глобальных обстоятельств типа массовых волнений и протестов, вспыхнувших после публикаций карикатур на пророка Мохаммеда в 2006-м году».
В общем, цель - благая. От Ватикана такого шага к диалогу уже давно ждали. Правда, достичь эту цель будет ох как непросто.
Мало того, что неприязнь и вражда в отношениях между христианами и мусульманами - очень старые знакомые, но в XXI веке этот давно родившийся феномен получил новые «анаболики роста» - сентябрь 2001-го в США, публикации карикатур на пророка в Скандинавии...
То, насколько трудно сегодня ступать по столь тонкой материи, как католическо-мусульманские отношения, хорошо иллюстрирует сам генезис приближения сторон к диалогу.
Диалог родился в прямом смысле слова из скандала, и виновником его мусульмане назвали самого нынешнего понтифика, которого обвинили в 2006 году чуть не в оскорблении всего ислама и всех мусульман вместе взятых. Поводом послужило выступление Папы в университете Регенсбурга в родной Баварии, в котором он призвал отказаться от дремучих христианских подходов к пророку Мохаммеду, процитировав, как иллюстрацию предвзятости, тираду византийского императора Мануила II, который утверждал, что ислам якобы несет лишь «злые и бесчеловечные вещи». Вот эта вырванная из контекста фраза и вызвала гнев в мусульманском мире, поскольку была очень уж умело «интерпретирована» и поднесена для потребления теми, кто выступления понтифика и не читал и не слышал. В октябре уже прошлого года к папе с призывом к диалогу обратилась большая группа мусульманских деятелей. Он ответил, и вот - римский итог.
В том, что христианам и мусульманам надо лучше понять друг друга, никто даже не сомневается. К этому не может не подталкивать сама быстро изменяющаяся демографическая и конфессиональная карта Европы. Ислам здесь сегодня - действительно самая быстрорастущая религия. По данным немецкого Центрального института исламских архивов, к концу 2006 года в Европе, было 53 миллиона мусульман. Из них 16 миллионов проживают в Европейском союзе. Некоторые демографы утверждают, что к 2050 году в Европе вообще каждый пятый житель будет мусульманином, а к 2100 четверть всех европейцев будут почитать Коран. Правда, с этим согласны отнюдь не все.
Секретариата по межрелигиозным делам такой очень серьезной католической организации, как Орден иезуитов, всей этой устрашающей статистике о мусульманском населении вообще призывает не особо верить. И в этом есть большая доля правды. Во-первых, трудно представить откуда собственно берутся все цифры, если в большинстве европейских стран при демографических опросах вообще запрещено интересоваться религиозной принадлежность анкетируемых. Исследования же Ордена показывают, что когда мусульмане вливаются в глубоко секуляризованные европейские общества, их молодое поколение европеизируется и начинает практиковать ислам не чаще, чем католики.
Хорошей иллюстрацией того, как размыта «мусульманская статистика», может служить хотя бы Россия, которую с натяжкой можно считать самой крупной мусульманской страной Европы, хотя она и «закрывает» одновременно очень большую часть Азии. По разным данным, у нас то 14.5, то 20 миллионов мусульман. А ЦРУ и вовсе утверждает, что в России их 26 миллионов.
Надо, конечно, посмотреть, что получится из намечаемого диалога. Первый вопрос, который задают убежденные скептики в связи с формированием ватикано-исламской структуры, на удивление прост: кто сегодня скажет, чьим точно голосом говорит ислам? И если в этом не уверен ни Ватикан, ни сам исламский мир, то стоит ли вообще начинать диалог? А сторонники диалога отвечают, что это все равно лучше, чем новые крестовые походы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции