Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Вертолеты турецкой армии в минувшую среду опять нанесли удары в Северном Ираке "по позициям курдских сепаратистов". Это уже после того, как накануне в пятницу турецкая армия завершила в Северном Ираке недельную операцию против тех же "боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана".
Турецкий Генштаб это сообщение информагентства DHA пока не подтвердил, но и не опроверг. Впрочем, Анкара заранее уведомляла, что при необходимости турецкая армия проведет в Северном Ираке новые операции.
Трансграничная операция турецкой армии в Северном Ираке оказалась не таким уж безобидным действом и для самой Турции - она привела к конфликту между Генштабом и оппозиционными партиями. А именно, оппозиция обвинила Генштаб в том, что операция была прекращена якобы под давлением США.
Поводом для обвинений безусловно послужило то, что операция фактически была свернута после разговора министра обороны США с начальником турецкого Генштаба. Хотя четырехзвездочный турецкий генерал на встрече с журналистами решительно отверг эти утверждения, пообещав, что если они будут доказаны, он снимет свой мундир (вместе со звездами), но факт остается фактом - разговор был.
Оппозиция в своих подозрениях скорее всего права. Права по той простой причине, что США не могли не остановить Турцию хотя бы потому, что на карту поставлена их репутация гаранта стабильности в Ираке. Как оккупационная сила, США несут прямую ответственность за ситуацию в этой стране.
Наконец, в Белом доме не могут не учитывать и реакцию других соседей Ирака - Сирии и, главное, Ирана. Если в Турции проживает 6,5 млн курдов, то в иранском Курдистане немногим меньше - 5,5 млн. Тем более, что как раз на эти дни намечено возобновление в Багдаде двусторонних переговоров Иран - США по вопросам стабильности и безопасности Ирака. Не приходится сомневаться, что иранская дипломатия не оставит ситуацию с курдами без внимания и, условно говоря, «призовет к ответу» Америку.
Остается, однако, вопрос - зачем же Турция, зная всю эту ситуацию лучше прочих, все равно считает необходимым военные вторжения через иракскую границу? Разве чисто военные результаты против скрывающихся в Ираке курдских сепаратистов из самой Турции оправдывают все неприятности, с которыми Анкара в результате сталкивается?
Любопытную версию выдвинул в этой связи военный эксперт-международник Вадим Макаренко на недавнем круглом столе в «РИА Новости». Он убежден, что завершенная трансграничная операция турецкого Генштаба была ничем иным, как пробой сил на случай распада Ирака - своего рода «разведка боем». То есть Турция уже начинает, готовясь к такому развитию событий, «столбить свою территорию» в Северном Ираке. Причем её территориальные аппетиты в случае распада Ирака не ограничатся, скорее всего, пограничным спорным районом Мосула. Её амбиции простираются до богатого нефтью Киркука.
Версия действительно интересная. Особенно в контексте реакции на трансграничный рейд десятитысячного корпуса турецкой армии по территории суверенного государства Ирак. Реакции не столько международной, сколько со стороны 4 млн. курдов, проживающих в самом Иракском Курдистане.
Речь, например, о комментарии (высказанном на той же встрече) представителя регионального правительства Иракского Курдистана и Демократической партии Курдистана Бабакра Хошави. По его мнению, в данном случае «виноваты обе стороны», и отвод турецкой армии нельзя признать «ни победой, ни поражением». Боевики РПК действительно проводят диверсионные и террористические акции с территории Северного Ирака против турецкой армии. Хотя вторжение турецкой армии, в данном случае, было «заметно масштабнее» действий боевиков РПК.
По словам Хошави, если сегодня провести референдум на территории Северного Ирака, то более 90% выскажутся за независимость Иракского Курдистана. Но это еще не значит, что региональное правительство Иракского Курдистана придерживается именно этого курса. На сегодняшний день Иракский Курдистан чувствует себя более чем комфортно именно в составе Ирака. Со всех точек зрения - экономической, политической, с точки зрения безопасности и прочего. Наконец, Иракскому Курдистану сегодня предоставлена более чем широкая автономия. Это не может не быть известно Анкаре, и «Турция, как наш сосед, должна признавать наши права в рамках Ирака».
Такого же мнения придерживается и главный редактор интернет-сайта «Курдистан.ru» Юрий Набиев.
Было заметно, что Хошави и Набиев, как бы оппонируя Вадиму Макаренко, тем не менее, хотя и не высказались вслух в поддержку его версии относительно действительных целей трансграничной операции турецкой армии в Северном Ираке, но и не опровергли её.
Прием, в принципе, известный. Поэтому вопрос, какие же цели преследует Турция в Северном Ираке, как бы повис в воздухе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции